Дорога составляет существенную часть впечатлений от путешествия. Удобная, безопасная и полная положительных эмоций, она манит к себе снова и снова. Как сделать ее такой? 15 апреля Комитета МТПП по вопросам развития устойчивых транспортных систем совместно с Общенациональной ассоциацией автомототуризма и караванинга и Проектным офисом «Золотое кольцо России» (ЦСР) провели заседание «Взгляд бизнес-сообщества на развитие автотуризма в регионах Золотого кольца России».
Открывая мероприятие, председатель Комитета МТПП по вопросам развития устойчивых транспортных систем, президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга, руководитель Комитета по автотуризму Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Лобарев напомнил, что в ноябре прошлого года Минэкономразвития выпустило приказ № 711 «О создании межведомственной рабочей группы по созданию национального туристского маршрута "Золотое кольцо"». «Мы хотим быть полезными в этом проекте. Сегодня нам предстоит услышать позицию бизнеса, узнать какие лучшие практики можно использовать при организации туристических маршрутов в рамках Золотого кольца России», – пояснил Сергей Лобарев. По его словам, в Москве насчитывается 4,3 млн водителей, еще 3,6 млн зарегистрировано в Московской области. Помимо этого, столица часто используется как отправная точка маршрутов по городам Золотого кольца.
В правительственных документах речь в основном идет об организованных туристах, однако при разработке национального маршрута необходимо учесть интересы и тех, кто передвигается самостоятельно на автомобиле, мотоцикле или автодоме. Глава общественной структуры МТПП также сообщил, что 25 апреля впервые состоятся парламентские слушания по вопросам авто- мототуризма, на которые планируется вынести вопросы, обсуждаемые на площадке Комитета МТПП.
Руководитель проектного офиса «Золотое кольцо России» Вера Шипуля поделилась цифрами: с 2024 по 2025 год количество поездок выросло до 120 млн, а доля автотуристов в общем туристическом потоке выросла с 19 до 23 процентов. «Сейчас пришло время разговаривать с бизнесом, “с землей”, и делать нашу работу более качественной», – заявила спикер.
О важности коллабораций между различными субъектами малого и среднего бизнеса при организации малых маршрутов рассказала исполнительный директор «Союза городов Золотого кольца» Наталья Булах. «Наш Союз активно сотрудничает с бизнесом. Мы рассматриваем как одну из наших главных задач налаживание профессиональных связей между различными сферами и людьми, работающими в этом регионе. Важно отметить значительную роль малого и среднего бизнеса на Золотом кольце: эти предприниматели не ждут указаний свыше, а сами проявляют инициативу, предлагая новые идеи и маршруты». По мнению спикера, Золотое кольцо представляет собой территорию, наилучшим образом подходящую для развития автотуризма. «Для любого путешественника, особенно автомобилиста, самой грустной ситуацией является необходимость возвращаться назад по той же дороге, – подчеркнула Наталья Булах. – Золотое же кольцо предлагает возможность выстраивать маршруты, где каждое новое путешествие будет уникальным и наполненным новыми впечатлениями».
Участники мероприятия напомнили, что для привлечения автотуристов на маршрут необходимо обеспечить безопасность и удобство поездок, в том числе семейных: создавать инфраструктуру для детей и для маломобильных граждан, предусмотреть наличие автозаправочных комплексов, станций техобслуживания, кафе и закусочных, где можно вкусно и безопасно накормить всех участников поездки. Сейчас развивается сектор автопутешествий на собственном или арендованном автодоме – для них необходимы кемпинги, стоянки со всей необходимой инфраструктурой. Участники рассказали, что в Суздале есть удачный пример кемпинга, соответствующего требованиям к такому объекту. Этот опыт можно масштабировать, обеспечив путешественников оборудованными стоянками на всем протяжении маршрута. Также на круглом столе поднимался вопрос отсутствия достаточного количества мест размещения возле монастырей, которые являются «точками притяжения» на маршруте.
На мероприятии выступали предприниматели, развивающие свой бизнес в сфере аренды автомобилей и автодомов, в том числе представители компании, разработавшей проект придорожного сервиса, в состав которого входят места проживания (в том числе семейного), кафе, магазин, заправка, место для зарядки электромобиля. Они поделились своим опытом и выразили уверенность, что их опыт может пригодиться в проекте.
О нуждах активного, энергичного и достаточно многочисленного класса путешественников-мотоциклистов рассказал основатель движения «МотоРоссия» Андрей Иванов. По его словам, байкерам необходимы байк-посты, навесы, парковки для мотоциклов. «А еще мы хотим ездить по автотрассам бесплатно, – заявил спикер. – Сейчас мы платим наравне с автомобилистами, но мотоцикл наносит дорожному покрытию гораздо меньший урон. Если выделить мотоциклы в отдельную категорию, мы привезем деньги в регионы», – подчеркнул он.
Результаты обсуждения будут внесены в резолюцию заседания, а также использованы в подготовке презентации проекта национального маршрута «Золотое кольцо России», запланированной в рамках Международного форума «Путешествуй!», который пройдет в июне на ВДНХ. «Нам необходимо подготовиться к стратегическим сессиям на форуме. Там будут присутствовать все представители отрасли, включая ключевых игроков, которые действительно заинтересованы и могут оказать помощь. Мы должны донести до них наши потребности, инструменты и имеющийся положительный опыт, а также обсудить возможные пути реализации», – заявила Вера Шипуля.
В заключение заседания Сергей Лобарев выразил уверенность в том, что работа Комитета способствует развитию автомототуризма, а также созданию условий для того, чтобы путешествия по России стали комфортными и безопасными.