Журнал - "Московская гильдия"
Как готовить кадры для креативных индустрий?
8 июля 2024
Перспективы
2 июля 2024 года
Креативные индустрии – достаточно новая сфера экономики, и вопрос подготовки квалифицированных кадров для нее является особенно актуальным. 28 июня в Московской торгово-промышленной палате состоялся круглый стол «Возможности поддержки и развития бизнес-сообществом креативного профиля образовательных учреждений Москвы», организованный Гильдией креативных индустрий при МТПП.
«Кадры – наше все, наше будущее – заявил, открывая мероприятие, председатель Гильдии, заведующий базовой кафедрой «Креативные индустрии» Московского университета имени А.С. Грибоедова Константин Авагимов. – За последние годы в Москве сделано немало для того, чтобы молодые люди могли найти себя в креативных индустриях. В частности, два года назад появилась программа «Креативная вертикаль» в школах Москвы, и там профориентации уделяется большое внимание». Основной целью круглого стола Константин Авагимов назвал выявление проблем, а также поиск путей их решения.
«Нужен прямой диалог между всеми интересантами этого процесса – это институции, которые занимаются этой проблематикой, это сами учебные заведения и, конечно, заказчики в виде бизнеса, то есть, работодателей».
Директор «Международного Центра развития креативных индустрий «КРЕАДЭВ» Татьяна Храпко рассказала о программах погружения в креативные индустрии для молодёжи. «Безусловно, есть ряд форматов по активностям, которые вовлекают молодёжь от 14 лет и младше в различные направления креативных индустрий. Есть профессиональные компетенции, есть чемпионат «Профессионалитет». Но на местах в различных образовательных учреждениях – школах, колледжах, не имеющих креативного профиля (например, дизайна), вообще нет понимания, что такое креативные индустрии, – отметила эксперт. Бизнес будет выступать прямым заказчиком компетентных специалистов в сфере КИ, это не только дизайнеры, не только художники, не только разнообразные аниматоры, это очень широкий спектр специальностей».
В плане вовлечения школьников в креативные профессии эксперт назвала полезными экскурсии на креативное производство; помимо этого, нужна экспертная, наставническая поддержка разнообразных инициатив.
Со своей стороны «КРЕАДЭВ» реализует программу «Адаптация к реальности» – это выстроенная программа по формату общих компетенций, на которой ребята узнают, как формируется заработная плата в отрасли, как взаимодействовать с работодателем, как формировать своё резюме, как общаться на собеседовании, какие могут быть сложности, как их решать и т.д.
Также Центром «КРЕАДЭВ» сейчас дорабатывается деловая игра для креаторов, которая стартует в сентябре. Она будет реализована в двух форматах – для школьников и студентов (более игровой и развлекательный формат) и для предпринимателей с бизнес-идеями.
Также Татьяна Храпко рассказала о недавно завершившемся «Фиджиатлоне». Это первый в России чемпионат по созданию креативных фиджитал-продуктов с помощью объединения цифровых и классических творческих технологий и инструментов. В ходе соревнований молодежь разных возрастов разрабатывает интересные и привлекательные креативные продукты, которые становятся элементами жизни городов.
Руководитель проектного офиса «Образование в киноиндустрии» Департамента культуры города Москвы Эдита Тибилова сообщила, что еще в 2017-2018 годах была озвучена проблема дефицита кадров в отрасли. «Все хотят быть актерами, а на площадке до 80 человек различных специальностей, о которых мало кто знает», – подчеркнула эксперт. В киноиндустрии много технических специальностей, которыми могли бы овладеть через программы дополнительного образования, например, молодые люди, возвращающиеся со СВО. Еще одной проблемой отрасли эксперт назвала различный уровень образования, которое получают молодые люди в профильных вузах, и частных киношколах.
«Частные школы дают навык, а не образование, – подчеркнула Эдита Тибилова. – Также есть сложности с трудоустройством представителей кинопрофессий – на hh.ru таких работников не ищут, поэтому сейчас реализуется идея специализированной платформы для поиска работы и сотрудников в сфере киноиндустрии. Уже несколько лет проходит Национальный открытый Чемпионат творческих компетенций ArtMasters – это масштабные профессиональные соревнования для специалистов (в том числе и юниоров) в сфере backstage и цифрового искусства, которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов. Эта площадка дает прекрасные перспективы молодым людям для реализации себя в творческих профессиях».
«Государство делает на самом деле очень многое; существует множество госпрограмм, проектов, но очень малая часть рынка об этом знает, – подчеркнула в своём выступлении председатель Комитета МТПП по медиакоммуникациям Рада Горшкова. – важна не только популяризация того, что у нас уже есть, что делается; важно вести системную работу по донесению этой информации. В идеале это должна быть госпрограмма, которая будет пронизывать абсолютно всю карьерную вертикаль, карьерный трек нашего креативного человека, начиная от профориентации, и заканчивая «вылавливанием» наших креативщиков на взрослом состоянии». По мнению спикера, сейчас то время, когда выпускнику не надо выбирать направление деятельности на всю жизнь – трек можно менять, получать дополнительные навыки, компетенции.
«Мы совершенно не обязаны определять свою карьеру, когда мы поступаем в вуз, и мы совершенно не обязаны слушать родителей, которые считают, что мы должны стать юристами или бухгалтерами для того, чтобы всегда заработать себе на хлеб с маслом». По словам эксперта, для креативных индустрий будет полезна популяризация идеи о том, что креативные индустрии – это намного шире, чем мы думаем. И по большому счёту в каждой профессии можно найти креативную составляющую.
Также, по мнению Рады Горшковой, очень важно показывать условному выпускнику, какие у него есть возможности трудоустройства. Многим очень мешает непонимание того, чем будет заниматься выпускник художественного вуза и кто он вообще такой.
Генеральный директор ООО «ВИРУС СММ» Даниил Лазарев проанализировал информационные каналы, по которым можно доносить информацию до молодёжи, выделив социальные сети и мнения лидеров мнений: «Что нравится блогеру, то нравится и молодёжи», – подчеркнул он. При этом гораздо эффективней использовать не блогеров-миллионников, а так называемых нано-инфлюенсеров с числом подписчиков менее 10 тысяч, поскольку у них выше вовлеченность. Спикер раскрыл кейс, когда решалась задача замотивировать школьников смотреть ход чемпионата по профессиональному мастерству. Ученикам нужно было собирать определенное количество баллов, а у того, у кого их окажется больше всего, появлялся шанс на телефонный разговор с очень популярным в молодёжной среде персонажем.
Старший методист Института развития профильного обучения Московского городского педагогического университета Гульнара Кошимбетова рассказала о положительном опыте городского проекта «Предпринимательский класс в московской школе», который реализуется в Москве с 2021 года. Тогда такие классы организовали в 44 школах, сегодня — в 210 учреждениях. В них учатся более восьми тысяч ребят. В некоторых школах есть по два-три таких класса. «У детей есть время «примерить» профессию. Если через полгода ученик понял, что ожидания не совпали с реальностью, он вправе перевестись.
«Предпрофессиональный класс усиливает ребенка: ему проще поступить в вуз, он приходит туда с багажом знаний и улучшенными навыками», — отметила Гульнара Кошимбетова. В предпринимательских классах углубленно изучают математику, иностранный язык и обществознание (результаты ЕГЭ по этим предметам чаще всего необходимы для поступления в профильные вузы). Помимо обычных уроков, есть спецкурсы по основам предпринимательской деятельности и экономике. На них речь идет о том, как проводить финансовый и инвестиционный анализ, какие законы регулируют сферу бизнеса. Ребята генерируют идеи и тестируют их в проектных лабораториях, учатся руководить командой.
Заместитель генерального директора АНО «Развитие человеческого капитала» Дмитрий Литвин рассказал о проекте «День без турникетов» — это организованные экскурсии для всей семьи в инновационные компании города Москвы. Акция проводится с 2012 года. Вначале экскурсии посвящались определенной теме. Но уже с 2020 года формат «Дня без турникетов» изменился – теперь он посвящён профессиям. Целью проекта является знакомство жителей с многообразием профессий, востребованных в городе.
Экскурсии будут проводиться с целью раскрыть потенциал и особенности каждой профессии, а также предоставить информацию о требованиях и местах, где ей можно овладеть.
Способствуют ранней профориентации и детские технопарки, созданные на базе ведущих вузов. Их сейчас уже 21. Там школьники могут увидеть, какие направления сейчас востребованы на рынке, а какие еще только станут необходимыми в ближайшее время.
Еще один полезный проект – «Добровольный квалификационный экзамен», рассчитанный на студентов. Он позволяет дать оценку степени готовности студентов вузов Москвы к трудоустройству на профессиональные позиции в компании столицы. В этом году, как сообщил Дмитрий Литвин, запускается новый проект, который призван помогать иностранным студентам искать работу.
Как сообщил Константин Авагимов, Московская ТПП также в этом году при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы реализует программу «Школа предпринимательства для иностранных студентов “Начни свой бизнес с Москвой”», которая призвана дать учащимся из разных стран необходимые знания для ведения предпринимательской деятельности в России, а также способствовать их трудоустройству и реализации бизнес-проектов. По словам главы общественной структуры МТПП, у этих двух проектов есть точки соприкосновения и возможна их интеграция.
Подводя итоги круглого стола, Константин Авагимов отметил, что она позволила с разных сторон посмотреть на многие проблемы, узнать о том, что делается в сфере развития образования по профессиям, относящимся к креативным индустриям, и наметить пути популяризации различных специальностей и вовлечения бизнес-сообщества в профессиональное развитие молодежи.
Заголовок фотогалереи: Фотогалерея
Количество показов: 17