В ряды МТПП входят компании из самых разных сфер бизнеса, порой весьма экзотических. Представителем одной из таких сфер является ООО «Версаль» – основатель столичного сенсорного интерактивного музея «Прогулка в темноте». Компания признана лучшим региональным предприятием малого бизнеса в спецноминации «За вклад в развитие инклюзии и нестандартный подход к социально-ориентированному бизнесу» в рамках регионального этапа конкурса «Золотой Меркурий-2021».
Необычный музей, о котором идет речь, объединяет в себе два, на первый взгляд, несопоставимых понятия – «экспозиция» и «кромешная темнота». Он открылся в столичном торговом центре «Ривьера», расположенном на Третьем транспортном кольце, в 2016 году и состоит из пяти залов, воспроизводящих обстановку «среднестатистических» российских квартиры, музея, бара, магазина специй и атмосферу улицы с проезжей частью. Все перечисленные локации гости музея под руководством профессионально обученного гида «исследуют» с помощью четырех чувств (за исключением зрения). Пятое помещение – светлая комната, где проходит завершающая часть экскурсии – демонстрация экскурсантам плана помещений, по которым они только что «прогулялись», и ответы на вопросы, которых всегда бывает немало…
– Предлагая посетителям обычные ситуации в необычных условиях, мы не просто развлекаем любителей острых ощущений, – объясняет исполнительный директор музея «Прогулка в темноте» и разработчик образовательных программ Борис Леонтьев. – Фактически мы даем им возможность соприкоснуться с другой реальностью. В результате этого практически у всех экскурсантов восприятие привычного мира за один час делает поворот на 180 градусов…
Но обо всем, как говорится, по порядку.
Идея создать необычный музей у его будущих учредителей появилась в теперь уже сравнительно далеком 2010 году после того, как один из них – Максим Крутько побывал на подобной музейной экскурсии в столице Венгрии. Полученные впечатления настолько вдохновили его, что вскоре он снова отправился в Будапешт, на этот раз с друзьями –топ-менеджерами «Сколкова» и Сбера Еленой Стахеевой, Дмитрием Смирновым и Виталием Володиным. Они полностью разделили восхищение своего товарища, и тогда же было решено создать подобный музей дома, в Москве. На реализацию идеи – расчет экономической составляющей, приобретение помещения, разработку и создание оригинальной экспозиции «с нуля» и т.д. – ушло около четырех лет.
– Наши основатели серьезно подошли к вопросу, адаптировав интересный зарубежный опыт под российский менталитет, – объясняет Борис Леонтьев. – Оформить экспозицию, сделать ее максимально безопасной и интересной именно для наших сограждан помогли люди, которые сегодня работают у нас ведущими гидами. Про гидов вообще отдельный разговор – это главная гордость и профессиональное достояние музея.
Все экскурсоводы, работающие в нем, – это люди либо с ограниченным зрением, либо незрячие от рождения или с проявившимся впоследствии недугом.
– Они, как никто другой, понимают, что такое темнота, как в ней человек себя ощущает и как помочь ему максимально адаптироваться. Как бы мы ни тренировали для такой работы зрячего, столь глубокого понимания ему не достичь. Замечу, кстати, что вопреки расхожим представлениям об «ущербности» жизни инвалидов по зрению большинство наших гидов имеет высшее образование, а у некоторых их по два и три. Есть среди них и заядлые спортсмены, в том числе участники всероссийских и международных чемпионатов, – рассказывает Борис Леонтьев.
В музее создана собственная школа подготовки экскурсоводов. Предварительно кандидаты проходят отбор на специальном собеседовании, где проверяются гибкость их мышления, коммуникативные навыки, широта кругозора. Второй этап –обучение длиной от двух недель до двух месяцев. В течение этого времени стажеры детально изучают музейную экспозицию, общаются с наставником, посещают экскурсии других гидов. Третий этап – финальный отбор в форме экзамена.
– Его тоже успешно сдают далеко не все стажеры, – уточняет Борис Леонтьев. – Бывает, что претендент проходит обучение, тренируется – и вроде бы уже освоил материал структурно, методологически – но подводит какой-нибудь софт-скилл в плане подачи информации, недостаток чуткости к членам экскурсионной группы – и мы не можем этого человека взять на работу, потому что нам важно сохранять лицо музея…
Лицо это, заметим, является многогранным. С одной стороны, прогулка по привычным местам в темноте – это, безусловно, развлекательный квест: прислушиваясь к звукам и ощупывая различные предметы, экскурсанты, сопровождаемые гидом, учатся ориентироваться в обычной квартире и на оживленном уличном перекрестке, а принюхиваясь и пробуя на вкус напитки и еду, – «вслепую» делать покупки и заказы в лавке специй и в баре, открывая для себя мир с новой, неожиданной стороны. С другой стороны, молодые и полные сил люди, зашедшие в музей развлечься и испытать новые ощущения (именно они преобладают в составе экскурсантов), неожиданно чувствуют себя полностью беспомощными и оказываются в ситуации, когда их проводниками становятся те, кто, казалось бы, сам нуждается в поддержке окружающих. Для многих экскурсантов этот парадокс, без преувеличения, становится поворотным моментом в восприятии мира: оказывается, незрячие люди, об образе жизни которых до момента посещения музея большинство вовсе не задумывалось или характеризовало словами «кошмар, не дай Бог» проявляются как более деятельные, более приспособленные к определенным ситуациям, чем полностью здоровые.
– Побывав в нашем музее, каждый понимает: так называемые ограниченные возможности – это очень условная вещь. Да, чего-то люди с ограниченным зрением или при его полном отсутствии действительно не могут делать, но эти ограничения не мешают им вести полноценную жизнь, – объясняет Борис Леонтьев. – Знакомство с новым опытом накладывает неизгладимый отпечаток на каждого из гостей. Для некоторых оно, без преувеличения, служит стимулом к смене собственного мировоззрения, заставляет переосмыслить обычные, казалось бы, вещи – свое отношение к окружающим людям, какие-то экзистенциальные моменты. В итоге экскурсия в темноте для многих в меньшей степени становится развлечением, а в большей – нравственным, духовно обогащающим открытием.
Кроме основных экскурсий, «Музей в темноте» предлагает желающим дополнительные продукты – мастер-классы, тренинги и даже корпоративы. Мастер-классы дают ученикам возможность погрузиться в атмосфере темноты в определенную тематику, концентрируя внимание на определенном чувстве. Так, участники одного из них под руководством гида Татьяны Касаткиной учатся вслепую создавать ароматы на основе эфирных масел и специальных саше, анализируют их воздействие на мозг и тело, знакомятся с их лечебными свойствами. Другие два мастер-класса ведет гид музея Арсений Осокин – музыкант и чаевед. На «чайном» мастер-классе предлагается сфокусироваться на приготовлении чая и его распитии за ненавязчивой беседой о значимых для человека ценностях. Участники мастер-класса «Темнота звучит» учатся игре на простых музыкальных инструментах– и преуспевают в этом так, что по истечении часа способны к показательному выступлению микроансамблем.
– Наш обычный мир перенасыщен визуальным контентом, – комментирует Борис Леонтьев. – Чрезмерное давление на органы зрения – реклама, яркие плакаты, телевидение, компьютер –настолько велико, что зачастую люди не замечают вкуса еды, окружающих ароматов и даже своего внутреннего состояния. Наш музей переключает внимание с этого навязчивого визуального контента на другие, «подзабытые», но зачастую даже более понятные виды информации – вкус, звук, запах. Участники наших мероприятий сравнивают свое новое состояние с «заземлением»: ощущение как будто спал, а потом вдруг проснулся и понял, как много нового и интересного чувствуешь…
Для тех, кто ощущает более глубокую потребность «закрепить» свое новое состояние, музей организует тренинги по тематике личностного роста и так называемые медитации в темноте – сеансы, в течение которых можно над чем-то спокойно подумать, а затем обсудить свои мысли с квалифицированными специалистами, получить ответы на волнующие вопросы. Сотрудники музея разработали для желающих и необычные способы коллективного развлекательного досуга – корпоративные и праздничные мероприятия – встреча Нового года, дни рождения и т.д., со специальной программой (музыкальной, интерактивной, с квизами, играми, сочетанием «темной» и «светлой» части).
– Темнота на самом деле имеет удивительный объединяющий эффект. Недавно мы проводили тренинг для работников малого бизнеса в рамках образовательных программ МБМ, и буквально за полтора-два часа, проведенных в темноте, его участники, которые впервые встретились друг с другом, начали общаться как старые знакомые. Объяснение этому простое: в темноте ничто не отвлекает – и люди начинают реально слушать тех, кто рядом.
Чтобы правильно работать с «феноменом темноты», сотрудникам музея необходимо обладать определенными знаниями человеческой психики, высокой степенью эмпатии, уметь применять свои знания для разработки различных программ, перекладывая их на бизнес-модель, принятую руководством музея.
Наличие в штате сотрудников с ограниченными возможностями сделало возможным получение музеем в 2021 году статуса социально ответственного бизнеса. И, тем не менее, это бизнес, а не просто благотворительный проект. Следовательно, немаловажную роль в нем играет экономическая составляющая. Как множество частных бизнесов, «Музей в темноте» сильно пострадал в период пандемии, в 2020-21 годах, однако постепенно ему удалось выйти из кризиса, привлечь новые инвестиции и выйти на запланированные экономические показатели.
– Конечно, без «коронакризиса» положение могло быть и лучше, но локдаун дал нам опыт и уверенность в правильности бизнес-подхода, которому мы следуем. В частности, мы поняли, что для дальнейшего движения вперед важно распределять ресурсы таким образом, чтобы иметь возможность инвестировать в собственное развитие – открытие новых музеев, дополнительное обучение персонала и т. д., – объясняет Борис Леонтьев. – Эту задачу мы держим в фокусе постоянно, следим за тем, чтобы не растерять тонус.
По его словам, большую помощь в развитии музею оказывают столичное правительство, Федеральная корпорация по поддержке малого и среднего предпринимательства и Московская торгово-промышленная палата. В рамках поддержки отраслей, пострадавших от коронавируса, музей получил две субсидии на общую сумму около полумиллиона рублей. Имея официальный статус социально ответственного бизнеса, музей оформил в октябре 2021 года субсидию, компенсирующую затраты на коммунальные услуги в течение полутора лет, и уже получил первую выплату, благодаря которой удалось вернуть существенную часть затраченных средств. В нынешнем году музею оказана помощь с заключением заявки на меры поддержки, связанные с открытием общепита.
– Мы планировали открыть в музее кофейню, но даже не знали, что можем рассчитывать на поддержку. Нам подсказали, какие льготы имеются в этой части и помогли оформить документы, – отмечает Борис Леонтьев. – Гранты, субсидии, отсрочки по платежам – это очень значимо для такого бизнеса, как наш. Важно, что городские власти принимают во внимание специфику нашего проекта и помогают советом. Такая поддержка придает сил, особенно с учетом непростой текущей экономической ситуации.
За победу в спецноминации в рамках регионального этапа конкурса «Золотой Меркурий-2021» «Прогулка в темноте» получила приз – бесплатную сессию в аналитическом центре МТПП, который возглавляет вице-президент МТПП Артем Далевич.
– То, что делают наши коллеги в МТПП, очень ценно для нас – это колоссальный информационный, юридический ресурс, и не только, – рассказывает Борис Леонтьев. – В рамках этой «призовой» сессии мы получили множество полезных знаний. Приятным сюрпризом для нас стало и то, что сам Артем Далевич, оказывается, занимается разработкой аудиоигр и приложений для незрячих…
В ближайшее время ООО «Версаль» планирует открыть второй музей «Прогулка в темноте» по адресу ул. Арбат, 17. Его концепция разрабатывалась уже с учетом опыта, полученного при анализе работы первого музея. Новый музей существенно расширен – в него добавлены дополнительные помещения для тренингов и квестов в темноте, новые локации для закрепления полученных софт-скиллов и решения командных задач, небольшая картинная галерея работ современных художников, сувенирная лавка, где будут продаваться изделия, выполненные людьми с ограниченными возможностями и пенсионерами. При разработке нового музея также принято во внимание, что после экскурсии многие не спешат расставаться, а, напротив, хотят познакомиться поближе, обсудить новые впечатления, – теперь это можно будет сделать в открытой при музее кофейне.
Примерно раз в два месяца в администрацию музея приходит заявка на открытие подобного проекта в другом городе. Есть запросы из Санкт-Петербурга, Сочи, Нижнего Новгорода.
– Сейчас мы работаем над оформлением франшизы нашего музея – до запуска осталась примерно треть пути. Это важно и с точки зрения экономической составляющей, и тиражирования социально ответственного подхода к проекту, – объясняет Борис Леонтьев. – В составе нашей команды также создана отдельная проектная группа, изучающая полученный опыт с научной точки зрения. В частности, она исследует феномен цифровой депривации и его воздействие на когнитивные и психологические способности и функции человека. На основе этих исследований будет разработан инструментарий по выявлению и развитию лидерских качеств, навыков работы в команде, софт-скиллс. Второй аспект – социально-психологическая реабилитация, адаптация тех, кто потерял зрение во взрослом возрасте или имеет неутешительный диагноз, к которому необходимо психологически подготовиться заранее. Число таких людей, слава Богу, невелико, но эта возможность адаптироваться очень ценна. Ну, и наконец, это такие важные аспекты, как помощь в переосмыслении привычных вещей, более углубленном понимании себя. Темнота наталкивает на определенные размышления – и ими не стоит пренебрегать!