Блогеры обсудили свое будущее

17.01.2025
73
Блогеры обсудили свое будущее

Хотя специальность «блогер» в нашей стране официально пока не оформлена, число блогеров с каждым годом растет, а значит, увеличивается и количество проблем, связанных с этим видом деятельности. В прошлом году наш журнал уже писал о работе, которую общественные объединения Московской торгово-промышленной палаты ведут со столичными блогерами (см. «Блогеры подтвердили свою ответственность, подписав профессиональный Кодекс»). Рады сообщить читателям, что это сотрудничество набирает обороты. 15 января на площадке МТПП состоялся круглый стол «Блогер как профессия: ответственность, этика и социальное воздействие», организованный Гильдией устойчивого развития при МТПП.

Открывая мероприятие, председатель Гильдии Анна Золоторевская, напомнила, что при Гильдии создан Центр ответственного блогинга, разработан Этический кодекс блогера, который уже подписали ряд представителей этого вида деятельности. Основная работа Центра направлена на выявление актуальных проблем в этой сфере и донесение позиции блогеров до властей, в том числе через подготовку законодательных инициатив. «Все вы являетесь лидерами общественного мнения, и очень важно, чтобы блогеры несли ответственность за свой контент, чтобы он был этичным и честным», – подчеркнула Анна Золоторевская. Она напомнила, что сейчас в стране разрабатывается закон о блогерах и у сообщества есть возможность в том числе через МТПП вносить свои предложения по ряду принципиальных вопросов, связанных с их деятельностью.

В настоящее время блогеры озабочены «закручиванием гаек» – введением маркировки рекламы, дополнительного налога и т.д. Участники заседания отметили, что они давно зарегистрировали ИП, оформляют документы для заключения рекламных договоров и т.д.

При этом в обществе (во многом благодаря подробно освещавшимся в СМИ громким делам, связанным с неуплатой налогов крупными блогерами) сформировался определенный стереотип, о котором рассказала руководитель Департамента по этическим стандартам медиаконтента и продвижению в цифровом пространстве Центра ответственного блогинга, «первый блогер с подтвержденной репутацией», общественный деятель, телеведущая, Екатерина Величкина: «Мы столкнулись с тем, что на медиарынке к блогерам относятся не как к создателям культурного кода, поднимающим важнейшие проблемы этики и морали, а как к людям, просто делающим красивую картинку, – неважно, где и за сколько».

Она рассказала собравшимся о стремлении создать по-настоящему дружественную атмосферу, в которой будут подниматься важные вопросы. «Это будут не просто красивые слова; речь пойдет о конкретных действиях и делах. Мы хотим двигаться вперед, осознавая, что в нашем законодательстве существуют определенные пробелы. Блогер — это человек, который способен объединять медиапространство и людей, стимулируя обсуждение и совместные усилия по решению актуальных проблем».

Сейчас идёт общественная дискуссия на тему блогерства как профессии, предлагается внести в перечень ОКВЭД новые виды деятельности, связанные именно с социальными медиа. Пока что даже в среде профессионалов нет общего мнения, как они должны быть сформулированы. Со временем, когда профессия блогера будет закреплена в нормативных документах, возникнет необходимость в профессиональных стандартах. О методологии их разработки участникам кратко рассказала заместитель председателя Гильдии устойчивого развития при МТПП Ирина Линник. При этом эксперт особо отметила, что профстандарты – это не ограничитель, а список навыков, которыми должен обладать специалист данной профессии.

Идею работы по формированию предложений об урегулировании блогосферы поддержала маркетолог, основатель агентства 26 AGENCY Людмила Калинина, отметив при этом, что блогерство необходимо рассматривать как социально ответственный бизнес со всеми требованию к нему, «включая прозрачность, честность, открытость, качество контента, взаимодействие и уважение к нашей аудитории».

«Сегодня мы наблюдаем такие новшества, как введение маркировки рекламы лицензирование образовательных онлайн-курсов и так далее. Площадка МТПП и Кодекс этики для блогеров, который вы активно продвигаете, могут сыграть важную роль в этом процессе. Давайте объединим усилия, основываясь на этих принципах, и будем вести свои блоги этично, прозрачно и качественно, обеспечивая доверие нашей аудитории», – призвала спикер.

DSC05602.jpg

На встрече выступили блогеры, освещающие совершенно разные темы. Они поднимали такие важные вопросы как лицензирование образовательных онлайн-программ, продвижение семейных ценностей через блогинг, изменение негативного образа многодетных семей в умах обывателей, разработка специальных требований к блогам, связанным с темой медицины. Была поднята еще одна важная проблема: для того, чтобы на законных основаниях размещать в своих блогах рекламу, необходимо зарегистрировать ИП. Но при этом многодетные мамы-блогеры, в том числе имеющие детей-инвалидов, лишаются выплат на детей.

Для анализа проблем и выработки конструктивных предложений в рамках Центра ответственного блогинга создаются рабочие группы, на площадке которых будет проходить диалог. Как подчеркнула Анна Золоторевская, такой формат работы позволит не ограничиться только обсуждениями, а выработать конкретные рекомендации в том числе по совершенствованию нормативно-правовой базы.

Популярное