Сегодня представители многих отечественных отраслей говорят о нехватке специалистов. Не является исключением и российский агропромышленный комплекс, в котором к общим для всех отраслей кадровым проблемам добавляются и внутренние. Насущные вопросы подготовки и удержания кадров обсуждались на круглом столе «Актуальные вопросы обеспечения кадров в сфере АПК», который организовал Комитет МТПП по развитию предпринимательства в агропромышленном комплексе.
Председатель Комиссии по образованию и Комиссии по безопасности, законодательству и регламенту Московской городской Думы Александр Семенников заявил участникам мероприятия, что более чем в 70% столичных школ сейчас открыты классы предпрофессиональной подготовки; в 136 образовательных учреждениях созданы классы, где школьникам преподают азы медицинской подготовки – на аналогичной основе можно было бы организовать подготовку в том числе и ветеринаров. «Думаю, что это направление может найти свое место в будущем в московских школах, а также в учреждениях среднего профессионального образования, Москва сейчас серьёзно вкладывается в то, чтобы ребята осознанно шли в колледжи, и мы, как депутаты, это поддерживаем», – отметил спикер.
Как напомнил вице-президент МТПП по взаимодействию с предпринимательским сообществом Александр Крутов, даже такой крупный мегаполис, как Москва, имеет на своей территории тепличные хозяйства, экспериментальные площадки, в частности, для селективных работ. Кроме того, в столице находится и ряд широко известных вузов, готовящих специалистов для отрасли АПК на территории всей страны. Спикер выразил уверенность, что участники круглого стола разработают рекомендации для бизнеса и образовательных учреждений в этой области.
В первой части мероприятия слово было дано представителям профильных вузов.
Как рассказал декан факультета ветеринарной медицины Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии (МВА) им. К.И. Скрябина Павел Абрамов, сейчас факультет готовит специалистов по четырём программам ветеринарной интернатуры (общеклиническая ветеринария, болезни сельскохозяйственных животных, внутренние болезни животных, ветеринарная хирургия). В следующем году к данному списку добавится еще одна специальность. Программы разрабатываются с учётом запросов работодателей. Павел Абрамов пригласил всех заинтересованных к сотрудничеству в качестве как партнёров, так и слушателей.
Исполняющий обязанности директора Института зоотехнии и биологии Российского государственного аграрного университета МСХА им. К.А. Тимирязева Сергей Акчурин сообщил, что учебное заведение является очень востребованным – почти на все специальности очень высокий проходной балл. Среди партнёров вуза – крупные агропромышленные комплексы, расположенные в разных регионах. Созданы порядка 50 агроклассов в сельской местности, однако при нынешней популярности образовательного учреждения гарантировать поступление этим школьникам, к сожалению, невозможно.
Во второй части круглого стола слово было предоставлено представителям агробизнеса. Опытом непрерывного образования на Щелковском биокомбинате поделился его директор Олег Акилин. Он рассказал, что за последние пять лет численность персонала почти не изменилась, при этом выпуск продукции увеличился практически в два раза благодаря внедрению автоматизации, однако сохраняется потребность в рабочих кадрах и специалистах. При этом, если проблемы с инженерными кадрами удалось решить благодаря сотрудничеству с 19 вузами (создание базовых кафедр), то наладить контакты с колледжами еще только предстоит.
Тренды рынка труда направления «Ветеринария, кормопроизводство» представил руководитель практики «Оборудование и АПК» компании ANCOR Борис Воронков. Он отметил, что до 90% работодателей в отрасли сталкиваются с дефицитом кадров, а более 80% компаний занимаются удержанием сотрудников. Результатом этой ситуации становится рост расходов на персонал. В ходе опроса ветеринарных врачей, организованного ANCOR, выяснилось, что более 75% из них хотят работать там, где получили образование, или в больших городах и не планируют возвращаться в родные места. Для 80% опрошенных заработная плата является ключевым фактором. 20% не хотят менять специализацию при трудоустройстве. Спикер привел пример того, какими мерами удерживает персонал одно из ведущих предприятий отрасли. Это создание агроклассов, практикоориентированное обучение с прохождением практики начиная с первого курса, предоставление пакета льгот, в том числе обеспечение работников ДМС с возможностью онлайн-приёмов у врачей, предоставление материальной помощи и т.д. В результате этого комплекса мер предприятию удается ограничить текучку кадров 15%.
Сложностями с кадровым обеспечением поделился генеральный директор агрокомбината «Московский» Денис Пекарский. Он отметил недостаток образовательных платформ для подготовки специалистов для работы на защищенных грунтах. Производственный процесс не предусматривает наличия работников в зоне выращивания, однако сбор продукции производится вручную – и для него постоянно нужны специалисты. Порядка 80% сборщиков – это трудовые мигранты, каждый из которых обходится предприятию в 100 тысяч рублей, а в сезон сбора тюльпанов потребность в них вырастает в два раза, каждая смена стоит порядка 4-5 тысяч руб. Привлекать работников становится все сложнее из-за конкуренции со складскими комплексами и службами доставки. Да и в регионах зарплаты становятся вполне конкурентными. Для того, чтобы профессионал приехал на работу, его заработная плата на новом месте должна быть минимум в 1,5 раза больше, чем в родном регионе.
Вопросам удержания персонала было посвящено и выступление директора по управлению персоналом и организационному развитию ГК ВИК Роксаны Маркарян. По ее словам, удержать персонал помогает работа по развитию бренда, формированию корпоративной культуры, поддержанию вовлеченности сотрудников. Ежегодно организуется анонимный опрос среди работников, в котором выясняется, каким образом можно улучшить бизнес-процессы на предприятии. Также проводится много внутренних мероприятий: квизы, недели здоровья, спортивные активности. У работников есть возможность повысить свою квалификацию, пройти дополнительное обучение. Налажено активное сотрудничество с вузами и колледжами. «Талантливых ребят нужно растить, а потом удерживать», – заявила спикер.