20 ноября в МТПП состоялась Вторая Всероссийская деловая конференция ««Реки. Круизы. Маршруты. Новые возможности для бизнеса и устойчивого развития», организованная Гильдией операторов и разработчиков инфраструктурных проектов при МТПП и Комитетом МТПП по туризму и гостиничному бизнесу. Ее участники подвели итоги навигации нынешнего года, обменялись опытом работы с круизными туроператорами, познакомили друг друга с новыми круизными программами на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и т.д.
Напоминаем также нашим читателям, что год назад «Московская Гильдия» знакомила их с работой Первой конференции «Развитие инфраструктуры речного круизного бизнеса и судоходства в РФ» (см. статью «Белый теплоход: праздник складывается из будней»).
Москва: новые суда и маршруты
Сессию 1 «Речной пассажирский транспорт Москвы» открыла председатель Общественного совета при Федеральном агентстве морского и речного транспорта и директор по судоходной политике Отраслевого объединения работодателей Российской палаты судоходства Анна Исаева. Она рассказала, что сейчас формируется проект в том числе развития опорной сети внутренних водных путей Национального проекта «Эффективная транспортная система» и напомнила, что успешность круизного судоходства зависит от состояния пути. Спикер заострила внимание на важности таких показателей, как проходная осадка судна и других. «Мы ждем окончания строительства Багаевского гидроузла на реке Дон и строительства камер-шлюза 15а Городецкого гидроузла», – напомнила она. По ее словам, навигация 2024 года была удачной благодаря хорошей погоде и выходу в эксплуатацию новых судов. «У нас стоит задача по удвоению круизного рынка – это предусмотрено Концепцией развития круизного туризма РФ, находящейся в стадии актуализации, – сообщила Анна Исаева. – Думаю, что мы в ближайшее время завершим работу по актуализации и сделаем действенный план реализации обновленной Концепции».
Старший руководитель проекта Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Валерия Ким посвятила свое выступление актуальным инфраструктурным проектам Москвы в области речных круизов и пассажирских перевозок. Она напомнила историю речного транспорта Москвы начиная с 1923 года до наших дней. В частности, в навигацию 1975 года был совершен рекорд – флот Московского речного пароходства перевез около 20 млн человек. В 90-е годы прошлого века судоходство на Москве-реке пришло в упадок. Спустя 32 года его удалось возродить и привести речные маршруты в единую навигацию, интегрировав их в транспортную систему для 1,5 млн человек и 18 районов столицы. Спикер рассказала о действующих в столице речных маршрутах «ЗИЛ – Печатники» и «Киевский – Сердце столицы – Парк Фили», на которых планируется открывать новые причалы в дополнение к существующим. Сегодня на регулярных речных маршрутах работают суда отечественного производства. «Это первый круглогодичный экологичный, самый современный водный транспорт полностью на электрическом ходу, – отметила Валерия Ким. – Экологичными являются не только суда, но инфраструктура для них – современные плавучие причалы». Время полной зарядки судна составляет 15-20 минут – она начинается автоматически при стыковке судна с причалом. В 2024 году на Москве-реке работали семь прогулочных маршрутов, на которых было задействовано более 150 прогулочных судов и перевезено 1,8 млн человек. 17 судов ходят в том числе и зимой до Китай-города. К сожалению, наряду с современными электросудами по Москве-реке курсируют и дизельные суда, возраст которых приближается к 40 годам и даже превышает его, отметила спикер. Более 40% столичного речного флота старше 40 лет и нуждается в обновлении. Для этих целей в Нагатинском затоне строится современная верфь полного цикла (под ее строительство выделен участок площадью 5,4 га). К 2035 году флот на прогулочных маршрутах в столице планируется обновить на 100% и нарастить число пассажиров речного транспорта в три раза. Запланированные совокупные поступления в столичный бюджет от строительства верфи и эксплуатации построенных на ней судов к этому времени должны составить 42,7 млрд руб, а мощность верфи – более 40 судов в год. Полностью экологически чистое производство даст городу 500 новых рабочих мест.
8
Начальник отдела безопасности речного транспорта филиала Северный речной вокзал ГУП «Мосгортранс» Алексей Хозяинов рассказал о комплексном обслуживании судов на вокзалах, маршрутах до Захаркова и Химок (общий объем услуг увеличился на 59% в нынешнем году), ледокольном обслуживании судов зимой. По его словам, Северный и Южный вокзалы стали точками притяжения жителей и гостей столицы – там проходят концерты, мастер-классы и т.д. Алексей Хозяинов подчеркнул важность развития регионального судоходства на малых реках. «Предлагая туры по малым рекам региона, недоступным для пассажирских лайнеров, можно в большей степени раскрыть туристический потенциал нашей страны», – отметил он.
Директор круиза «Золотое кольцо» (круизная компания «Гама») Владислав Хасиков познакомил участников конференции с итогами навигации 2024 года по маршруту «Московской кругосветки». Он рассказал об экскурсионной программе «Легенды и мифы Северного речного вокзала», показал видеосюжеты о круизных теплоходах «Золотое кольцо» и «Аурум», упомянул о сложностях, с которыми пришлось столкнуться при нынешней навигации, в частности, отметил, что судам «необходимо иметь гарантированные глубины». В заключение выступления он призвал участников конференции «идти вперед и ничего не бояться».
«Цифра» на воде
Сессия 2 была посвящена цифровым решениям для речного туризма.
Руководитель дирекции водного транспорта ГКУ ЦОДД г. Москвы Марина Бусова сделала доклад на тему «Река в “цифре”: как мы ее видим». Она рассказала, о цифровизации 43 столичных причалов прогулочного флота. «Управлять процессами можно, только если их удается посчитать», – уверена спикер. По ее словам, в городе обеспечена единая сквозная логика формирования статистики –закуплена система, которая, в частности, включает в себя около 700 камер, установленных на речных маршрутах. Благодаря этой системе на реке обеспечен контроль за исполнением расписания и установленных правил и унифицированы прогулочные маршруты, сформирована процедура розыгрыша причального времени и сервис диспетчерского регулирования работы судов у причалов, оборудованных навигационными стелами, навигационными стойками и другим необходимым оборудованием, актуализирована транспортная и пешая доступность причалов.
Директор департамента программных продуктов и решений, «СИТРОНИКС» Алексей Сечкин познакомил слушателей с актуальными и перспективными решениями в области управления пассажиропотоком. Он рассказал об информационно-аналитической системе управления пассажиропотоком и информирования – ее функционале и ключевых сценариях ее работы (подсчет пассажиров на судах и причалах, автоматическое начало/окончание посадки, информирование на причалах и судах и т.д.).
Директор Центра стратегического развития внутренних водных путей и инфраструктуры Волжского государственного университета водного транспорта Александр Лисин познакомил слушателей с речными информационными системами (РИС) на службе пассажирских перевозок. Он рассказал о создании такой системы между судном и береговой инфраструктурой, отметив, какими путями сейчас принимается и передается информация из различных источников. В настоящее время на большинстве судов, по его словам, отсутствует автоматизация процессов, много информации передается голосом, в режиме радиотелефонии, что требует фиксации в судовом журнале и значительно отвлекает членов команды от исполнения их прямых обязанностей. Далее спикер познакомил слушателей с разработкой кафедры радиоэлектроники. Александр Лисин рассказал об апробированной в нынешнем году АРМ диспетчера и терминала судовой связи, порядке диспетчерского регулирования судов, сборе данных о движении судов на внутренних водных путях, представил модель электронного документооборота между судном и офисом и информационную платформу для коммуникации судовладельцев, туроператоров и госорганов. Он также объяснил технологии сбора и обработки больших данных с помощью речной информационно-аналитической системы.
Владелец продукта RUSSPASS Елена Каткова информировала участников конференции об опыте RUSSPASS в цифровизации речных прогулок. Она рассказала об экосистеме цифровых сервисов для туристической отрасли; основных подразделениях RUSSPASS; показателях, достигнутых в 2024 году; объяснила, как купить билет на речную прогулку на RUSSPASS на сервисе покупки билетов, объяснив его преимущества.
Директор по развитию ПАО «Мостурфлот» Светлана Гончарова отметила, что с приходом цифры появилась возможность рассказать и показать, что туристы видят с борта теплохода. Некоторые компании ввели новые бортовые программы, однако качественные фото- и текстовые материалы по-прежнему являются проблемой для большинства операторов. «Недавно было дано указание о подготовке территориями своих фотобанков, – напомнила она – Такие банки решают большую проблему защиты авторских прав. Интерес регионов в этом процессе очевиден – это повышение притока туристов. Без помощи регионов поднять это не сможет ни одна компания».
Открытие заповедной России
Сессия 3 называлась «Экологический круиз по ООПТ (особо охраняемым природным территориям): открывая новые впечатления». «Эта тема актуальна, интересна и злободневна, – отметила модератор сессии – заместитель руководителя Росзаповедцентра Минприроды РФ Ксения Абрамова. – Посещаемость ООПТ только туристами на теплоходах в 2024 году превысила 70 тыс. человек – и это только начало. Перспективы здесь огромные, но и вопросов, требующих работы, еще больше». Она перечислила темы, которые планируется обсудить на данной сессии. По ее словам, в 2020 году отечественные ООПТ разными путями посетило 6-7 млн туристов. На 1 ноября 2024 года их уже 15,7 млн – «рост и спрос колоссальные, и с каждым годом они растут». На данный момент в ведении Минприроды РФ находится 107 заповедников, 63 заказника и 70 национальных парков.
Директор ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» Александр Кириллов выступил с докладом «Арктический тренд. Круизы в Арктику». Он отметил, что туры на Северный полюс пользуются большой популярностью, до 2020 года доля россиян в них составляла 5-6% от общего числа туристов, граждан КНР – 30%, остальными были граждане Франции, Германии, США. Для туров были выработаны специальные правила, во время рейсов организуются лекции, проводятся мастер-классы. В 2024 году было пять заходов на Северный полюс, из них только три коммерческих. Спикер рассказал об экскурсионных маршрутах на Землю Франца-Иосифа, Новую Землю, их инфраструктуре (стилизованные визит-центры и «самые северные в мире» почтовые отделения, откуда можно отправить памятные открытки на материк). Александр Кириллов затронул также основные вопросы безопасности туристов в Арктике и представил варианты их решения.
Руководитель Комиссии по яхтенному туризму Российского союза туриндустрии, директор территориальных проектов в яхтенной компании ООО «Сила ветра», основатель и директор проектного бюро ООО «ПРОСТОР» Анна Носова рассказала участникам конференции о яхтенном туризме на заповедных территориях. Она привела ежегодные показатели наиболее популярного – средиземноморского – туризма (36 млн туристов-яхтсменов в год), обратила внимание слушателей на то, что на яхте можно добраться до экзотических мест, где недоступны другие виды транспорта. «Наша миссия – открыть Россию с воды», – подчеркнула она и подробно остановилась на яхтенных путешествиях по России, отметив рост спроса на них в 2024 году. Она рассказала об особенностях яхтинга на Белом и Японском морях и впечатлениях, которые можно почерпнуть во время путешествия, инфраструктурном развитии экотуристических маршрутов. «Биологические станции и заповедники продолжают оставаться очагами культуры, создают музеи, проводят экскурсии, лекции, занятия с детьми», – отметила спикер.
Руководитель разработки экспедиционных круизов «Васта Экспедиции» туроператора «Панарктик Стар» Дмитрий Данилов посвятил свое выступление ООПТ, посещаемым в рамках экспедиционных круизов по Дальнему Востоку и Арктике. Он подробно рассказал о том, какие перспективы открываются участнику круиза, о судах, предлагаемых для путешествий, и ООПТ в регионах навигации – Приморского края, Сахалинской области, Камчатского края, Хабаровского края и Магаданской области, Чукотского АО.
Помощник директора ФГБУ Национальный парк «Ладожские шхеры» Александр Барчугов познакомил присутствующих с перспективами развития круизного туризма в Национальном парке «Ладожские шхеры». Он рассказал о категориях территории НП «Ладожские шхеры» и ее историко-культурном наследии представил план ее рекреационного развития и описал туристические маршруты «Ладожских шхер».
Заместитель директора по развитию туризма и экологическому просвещению ФГБУ Национальный парк «Ленские Столбы» Дмитрий Громов рассказал об опыте работы с круизными туроператорами и программах приема круизных туристов. По его словам, круизы по Якутии включают в себя огромную территорию. Он познакомил присутствующих с особенностями круизов «Якутск – Ленские столбы – Якутск», «Якутск – Тикси – Якутск» (в частности, уникальные местные животные – стерхи, бизоны, белые медведи, а также уникальные обряды местного населения и т.д).
Директор круизной компании «Исттрэвэл» Арминэ Абрамян представила участникам конференции круизы по Байкалу. Она подробно рассказала о круизных теплоходах и географии предлагаемых круизов; отметила проблему – нехватку кадров в национальных парках для приема туристов; представила популярные маршруты сборных круизов «Байкальская Одиссея», «По следам кочевников», «Осенняя симфония Байкала» и других.
Начальник Управления научных исследований и инновационной деятельности Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ) Сергей Гордлеев сделал доклад на тему «НИОКР в сфере водных транспортных систем для ООПТ». Он напомнил, что одна из главных задач – снизить зону влияния человека на природу в ООПТ и представил спектр деятельности Университета, подчеркнув, что он является полигоном для туризма/экологии/транспорта. Спикер познакомил присутствующих с различными схемами взаимодействия с судоходными компаниями, описал проблемы водохранилищ, рассказал о пилотном проекте программы «Развитие малых рек России» (проект «Ветлуга – Сура»: карта маршрута, экскурсионные пункты, прогноз динамики турпотока, стартовый пакет маршрутов) и отметил, что в Университете разрабатываются программы по прогулочному флоту. Далее он подробно остановился на наличии серьезных заделов-решений в федеральных центрах, касающихся фактора влияния на заповедные зоны. Сергей Гордлеев подчеркнул, что важно изучать сложные процессы в природе и познакомил участников с проводимыми Университетом исследованиями.