В течение своей деятельности практически каждый предприниматель сталкивается с необходимостью осуществить экспертизу или сертифицировать свой товар для тех или иных целей.
В некоторых случаях для проведения этой процедуры необходимо обратиться в одну из уполномоченных региональных торгово-промышленных палат.
Об особенностях работы Экспертно-методического центра по сертификации Союза «Московская торгово-промышленная палата» нашему журналу рассказывают директор ЭМЦС Ирина Смоленко и ее заместитель Сергей Ильченко.
– Ирина Анатольевна, Сергей Сергеевич, начиная разговор о деятельности возглавляемого вами Центра, давайте проясним, в каких именно случаях компаниям могут понадобиться его услуги?
– Особо выделим две главных услуги, которые предприниматель может получить только в одной из уполномоченных торгово-промышленных палат – в столице это МТПП, в структуре которой и действует наш Центр.
Первая услуга – это экспертиза продукции с целью ее включения в реестр Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторга) – систематизированную базу, содержащую данные о товарах отечественных производителей. Включение в реестр дает возможность участия в государственных и муниципальных тендерах и безусловные преимущества по сравнению с иностранными участниками (то есть если на конкурс заявляется хотя бы один российский участник с этой реестровой записью, то заявки всех иностранных производителей автоматически отклоняются), открывает доступ к различным мерам поддержки российских производителей, финансовым услугам, информационным сервисам и отраслевой статистике, повышает для производителя возможность быть замеченным потенциальным заказчиком.
Вторая услуга – это подтверждение происхождения товара при его экспорте, получение сертификата о происхождении товара. Сертификат представляет собой документ, подтверждающий выполнение требований, изложенных в различных нормативных актах (межправительственных соглашениях, правилах определения страны происхождения и др.), в отношении конкретного товара, при выполнении которых товар считается происходящим из Российской Федерации.
Сразу скажем, что существует несколько форм таких сертификатов:
– форма СТ-1 – при экспорте в страны СНГ (кроме Украины), а также в Республику Абхазия, Республику Южная Осетия, Грузию;
– форма СТ-2 – при экспорте в Сербию;
– форма СТ-3 – при экспорте в Иран;
– форма EAV – при экспорте во Вьетнам;
– зерновой – при экспорте в ЕС пшеницы, ржи, ячменя
и другие формы, применяемые при экспорте в некоторые другие страны, – всего около 10 разных сертификатов.
Все вышеперечисленные сертификаты являются преференциальными, то есть позволяют импортеру не платить таможенную пошлину, либо значительно снизить ее размер – а в некоторых случаях он достигает 20% таможенной стоимости облагаемых товаров.
Это главные и, если так можно выразиться, эксклюзивные услуги, о нюансах предоставления которых можно рассказывать очень долго. Помимо этого, наш Центр осуществляет обширный спектр стандартных для рынка товароведческих экспертиз для различных целей, связанных как с поставкой оборудования, так и с качеством сырья, готовой продукции, занимается оценкой активов и так далее.
Список наших клиентов очень широк – это предприятия и организации, государственные органы, финансовые структуры, частные лица.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о возглавляемом вами Центре и специалистах, работающих в нем.
– Центр является подразделением Московской торгово-промышленной палаты, уполномоченной на реализацию ряда постановлений Правительства РФ о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и для участия в госзакупках.
Центр был создан в 2013 году и первое время был сосредоточен исключительно на выдаче сертификатов происхождения, о которых шла речь выше.
В дальнейшем мы начали планомерно расширять линейку услуг – за прошедшие годы их объем увеличился почти в 10 раз.
В штате Центра сейчас насчитывается 24 специалиста – 22 из них аттестованы по всем направлениям деятельности ТПП РФ.
Напомним, что ТПП РФ имеет собственную систему «ТПП-Эксперт», это система стандартизации и аттестации, которая включает в себя аттестацию организаций системы ТПП и экспертов, разработаны стандарты и методики по всем видам услуг, образно говоря, начиная от приемки бананов в порту, экспертизы средств мобильной связи или экологическому состоянию объектов окружающей среды – всего около 200 стандартов.
Центр предъявляет к своим сотрудникам определенные требования при приеме на работу. Главное из них – профильное высшее образование, то есть экспертизой продуктов должны заниматься пищевики, экспертизой промтоваров, оборудования – инженеры, экспертизой сырья и материалов – химики и т.д. Были случаи, когда специалистам даже с 20-летним стажем приходилось получать дополнительное высшее образование, чтобы расширить свои экспертные возможности.
Каждые три года наши сотрудники обновляют свои знания в Международном институте менеджмента объединений предпринимателей (МИМОП) при ТПП РФ, после чего сдают экзамены, подтверждая свою компетентность.
На то, чтобы вырастить эксперта, в лучшем случае уходит около трех лет – и еще столько же времени его деятельность надо будет предметно отслеживать. Плюс к тому долгое время он будет задавать кучу вопросов старшим товарищам. Работа эксперта предполагает множество взаимосвязей, которые надо выстроить в голове, знание большого числа документов, которые постоянно обновляются, и т.д. Эксперт – это прежде всего пытливый ум, который хочет до всего докопаться, которому нравится думать, познавать, изучать, связывать воедино... Но все эти навыки нужно развивать.
Кроме того, немалое внимание мы уделяем и морально-этической стороне, потому что, скажем откровенно, экспертная деятельность предполагает много соблазнов. Над каждым сотрудником невозможно поставить контролёра, поэтому на работе остаются только те, кому можем доверять на сто процентов.
Основных направлений деятельности, по которым работники нашего Центра проходят аттестации, около 20. Это не только сертификация, но и экспертиза, например, стоимости товаров, услуг и т.д. – за ней могут обратиться налоговые органы, прокуратура, отделы экономической безопасности и противодействия коррупции (ОБЭП) при проведении своих проверок.
– А можно привести примеры каких-то нетривиальных экспертиз, к которым привлекались сотрудники вашего Центра?
– Были экспертизы, уникальные прежде всего в географическом отношении. Однажды наши эксперты летали в Таиланд на экспертизу строительного материала – асбеста. Его транспортировали по морю, судно попало в шторм, асбест намок, и нашему Центру заказали экспертизу его состояния. Для визита в Таиланд пришлось прибегнуть к помощи российской ТПП и правительства Таиланда, и с тайской стороны допуск наших специалистов контролировал лично король…
Еще можно вспомнить поездку на Бушерскую атомную станцию в Иране, куда для проведения экспертиз тоже привлекались наши сотрудники. Что совсем уж необычно, сразу после Бушера пришлось лететь на строящийся морской арктический трубопровод для экспертного участия в приемке турбин. Добраться до места – это особый рассказ начиная с того, что это погранзона и требуется особое разрешение. До Нового Уренгоя добирались самолётом, от Нового Уренгоя до посёлка – вертолётом, а вот непосредственно до нужного места проведения экспертизы на вездеходе. Впечатлений хватит на всю жизнь!
– За 2024 год сотрудниками ЭМЦС обработано 16,5 тыс. заявок и выдано более 21 тыс. сертификатов о происхождении товаров. Это впечатляющие результаты. В связи с этим вопрос: существует ли сегодня на экспертном рынке конкуренция по выдаче сертификатов, и, если да, то в чем вы видите конкурентные преимущества своего Центра?
– Определенная конкуренция есть, в частности, в лице наших соседей – ТПП Московской области, «под началом» которой более 20 муниципальных территориальных палат и структура, аналогичная нашему Центру. Но работы хватает всем.
При этом без ложной скромности можно сказать, что в ряду схожих по деятельности организаций наш Центр является лидером практически по всем направлениям – на его долю приходится более 10% рынка экспертных услуг, делегированных торгово-промышленным палатам.
Попасть к нам на экспертизу нередко пытаются производители из других регионов – иногда вал заказов такой, что мы вынуждены кому-то отказывать, советовать обратиться в другую торгово-промышленную палату, поскольку мы обязаны обслуживать в первую очередь те организации, которые зарегистрированы на территории столицы.
Наши главные конкурентные преимущества – это, прежде всего, оперативность и компетентность.
Благодаря большому штату аттестованных экспертов у нас есть возможность оперативно решать поставленные задачи, выезд нескольких экспертов одновременно на несколько производственных площадках одновременно, если потребуется.
Также сотрудники нашего Центра всегда в состоянии ответить на самые сложные вопросы и разобраться в самых запутанных ситуациях.
Кроме того, ключевое значение, как нам кажется, имеют большой накопленный опыт и его успешная передача новым сотрудникам, наличие в штате признанных рынком высокопрофессиональных экспертов и отлаженная внутренняя система контроля. Мы стараемся держать марку, работать без рекламаций и претензий. Обратившимся с «заказухой» сразу даем от ворот поворот, поскольку дорожим своей репутацией. Сейчас, правда, такие обращения уже крайне редки: на экспертном рынке, как везде, работает «сарафанное радио», и все знают, за какими услугами к нам можно прийти, а с какими предложениями лучше не обращаться, извините за резкость.
– Насчет «заказухи» понятно. А бывают ли случаи, когда у эксперта пытаются «добыть» нужное заключение путем обмана?
– Редко, но бывают. Эти «умники» не понимают, что опытный эксперт работает с таким огромным количеством разноплановых документов и знает свою отрасль настолько, что обмануть его очень сложно.
Например, не так давно наши эксперты пресекли попытку выдать китайские устройства за российские с целью включения их в реестр Минпромторга, о котором мы говорили в начале нашей беседы. Заказчики экспертизы пригласили экспертов на свое «производство», провели при них ряд операций, не вызвавших никаких подозрений, – но при детальном рассмотрении оказалось много несостыковок. Корпуса в литейном производстве отличались от тех, что были на сборке. Электронные модули имели другую версию производства.
О подобных инцидентах мы обязаны докладывать наверх, где таких «горе-производителей» берут на заметку на случай, если они попытаются всплыть через экспертный центр другой ТПП. Иногда подобные махинации становятся известны благодаря сигналам других игроков рынка – недобросовестная конкуренция у всех вызывает закономерную реакцию.
Получить обманным путем нужные результаты экспертизы, подвести свою продукцию под вожделенное заключение «сделано в России» пытаются компании, которые хотят любой ценой получить допуск к госзакупкам, о чем мы говорили выше. Некоторые бизнесы изначально создаются исключительно под определенные требования госсектора. Их хозяева пытаются сразу «объять необъятное» – вложив минимум средств, предельно упростить технологию производства. Но если смотреть здраво, то предприятие сначала должно встать на ноги, закрепиться на рынке, а потом уже претендовать на участие в госзакупках – без обмана и злоупотреблений.
– Кстати, сразу такой вопрос про добросовестных производителей: ощущаете ли вы на своей деятельности всплеск импортозамещения в последние годы?
– Да, ощущаем. Если честно, для нас было открытием, что у нас в стране, оказывается, есть столько производителей с серьезным потенциалом.
– А с какой периодичностью меняются требования государства к признанию товара произведенным в Российской Федерации?
– Меняются довольно часто – увеличивается адвалорная доля, то есть, доля российского участия в произведенном продукте, переход на бальную систему оценки, требование по использованию в составе готового изделия комплектующих российского происхождения или ЕАЭС.
Требования, о которых вы спросили, регулируются Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции». Это, наверное, единственный в стране нормативный акт, который с момента его выхода изменялся самое большое число раз.
Такое внимание к теме импортозамещения свидетельствует о том, что Правительство в лице Минпромторга постоянно наблюдает за ситуацией и понимает, в чем сейчас нуждается та или иная отрасль. В каких-то моментах оно делает послабление, понимая, что данная часть технологической цепочки пока не может быть качественно выполнена на территории нашей страны – и тогда из обязательных требований убирается определенный пункт. И наоборот, когда министерство видит, что компетенции и уровень производства в какой-либо отрасли существенно выросли, то требования к ее продукции в части «российскости», наоборот, ужесточаются.
– Давайте теперь поговорим о процедуре получения сертификата происхождения товара при его экспорте. Насколько она сложная и какие в ней есть «подводные камни»?
– Формально процедура выверена и отработана до мелочей. Она состоит из следующих этапов:
– подача заявления, можно через общую почту МТПП: mostpp@mostpp.ru;
– формирование перечня документов в зависимости от страны назначения, вида сертификата, вида продукции, требований к продукции и т.д.;
– сбор и подача документов в электронном виде согласно перечню.
– рассмотрение документов до 1-3 дней;
– в случае выполнения требований в отношении заявленного товара, регистрация заявления, выставление счета на оплату;
– после оплаты счета, изготовление сертификата в течение 1-2 дня;
– обмен оригиналами бухгалтерских документов.
Основная сложность может возникнуть у экспортера, который не является производителем экспортируемого товара, и она заключается в нежелании или отказе производителя в сборе и предоставлении необходимых документов. Иногда производитель даже делает официальный запрет на экспорт своей продукции кому бы то ни было. Самая распространенная причина такого отказа – большое количество подделок под маркой этого производителя и, как следствие, вал претензий, на опровержение которых приходится тратить силы и средства. Иногда во избежание такой проблемы производитель сам создает дилерскую сеть за рубежом, и самостоятельно оформляет сертификаты происхождения на свою продукцию. И тогда продажа подделок теряет смысл – они становятся неконкурентоспособными.
О других особенностях подготовки документов в интервью рассказать нет возможности – это разговор на несколько дней.
– И последний вопрос: проводит ли ЭМЦС разъяснительную работу среди предпринимателей, которые хотят воспользоваться вашими услугами?
– Да, разъяснительная работа входит в обязанности эксперта.
Мы используем все возможности контактов с производителями или участниками внешнеэкономической деятельности.
Когда МТПП участвует в какой-либо выставке, мы, как правило, проводим консультации для желающих на ее стенде.
Регулярно организуем семинары, на которых подробно рассказываем о наших услугах, сборе необходимых документов для получения тех или иных документов, приглашаем людей на индивидуальные консультации, чтобы помочь им разобраться непосредственно с их проблемой, если возникла такая необходимость.
Желающим направляем ссылки на нормативные документы, шаблоны для заполнения и другие материалы. В феврале нынешнего года в МТПП состоялось обучение представителей производителей подготовке документов – трехдневный семинар, в процессе которого у всех участников была возможность задать вопросы экспертам.
По результатам всем участникам были выданы сертификаты о том, что они прослушали наш курс.
Данная услуга получила неожиданно широкий отклик, и мы планируем продолжить данный формат общения с представителями производителей промышленной продукции.
Думаю, что те знания и навыки, которые участники получат у нас в процессе участия в семинаре, они не получать более нигде.
– Спасибо вам за беседу.