По каким принципам должен развиваться современный город? Что ему необходимо для оптимального удовлетворения как нужд собственных жителей, так и увеличения потока туристов? Как эволюционирует современная Москва и как участвует в этой эволюции частный бизнес? Этим и другим вопросам, касающимся процессов урбанизации, была посвящена онлайн-конференция «Инфраструктурное развитие городов», организованная Гильдией операторов и разработчиков инфраструктурных проектов при МТПП, Гильдией профессионалов ландшафтной индустрии и комплексного благоустройства городской среды при МТПП и Комитетом МТПП по туризму и гостиничному бизнесу.
«Москва – один из красивейших городов мира и в ближайшее время должен стать лидером по уровню комфорта для своих жителей и гостей. Городской комфорт – это развитая инфраструктура, создание которой является приоритетной для городских властей. Важнейшая роль в этом, конечно, принадлежит бизнесу».
Владимир Платонов
президент МТПП
Дороги ждут инвесторов
Об участии бизнеса в проектах развития инфраструктуры Московского транспортного узла на основе механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) участникам конференции рассказал заместитель генерального директора АНО «Дирекция Московского транспортного узла» Петр Красиков. По его словам, такие проекты более эффективны, чем реализуемые за счет бюджета. По возврату инвестиций их можно разделить на три основных типа. Первый – это взимание платы за пользование инфраструктурой. Если же у данной инфраструктуры отсутствует бесплатная альтернатива, возврат инвестиций осуществляется вторым способом – из средств бюджета в течение срока действия концессионного соглашения. И наконец, третий способ – возврат инвестиций не напрямую от транспортного объекта, а в рамках использования сопутствующего имущества, например, инвестиционных или рекламных площадей.
По словам докладчика, в Москве объекты транспортной инфраструктуры обеспечены бюджетным финансированием достаточно хорошо и предложения инвесторов оцениваются по степени привнесения в проект каких-либо инноваций. В Московской области, где есть определенные бюджетные ограничения, инвестиции порой необходимы для бюджетной экономии.
На сегодняшний день государственно-частное партнерство наиболее распространено в создании платной дорожной инфраструктуры.
В Московской области действуют восемь концессионных соглашений на платные путепроводы через железнодорожные пути (стоимость объектов варьируется от 0,5 млрд руб до 3,5 млрд руб.), за счет которых будут ликвидированы одноуровневые переезды, а также два концессионных соглашения на платные автодороги «Виноградово – Болтино – Тарасовка» и «Солнцево – Бутово – Видное» (стоимостью 35 и 87 млрд руб. соответственно).
Аналогичных проектов в Москве, сообщил Петр Красиков, не так много. Это, в частности, сооружение северного дублера Кутузовского проспекта (50 млн руб. – проект полностью реализуется за счет частных средств без привлечения бюджетных), строительство канатной дороги через Химкинское водохранилище, которая в будущем соединит станции метро «Речной вокзал» и «Сходненская» (объем инвестиций – 2,2 млрд руб). Также в столице с привлечением частных инвестиций разработана большая программа строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на станциях Московского центрального кольца. На этих проектах будет использована не классическая ГЧП-схема: разработка проектной документации и строительство необходимой транспортной составляющей осуществлялись за бюджетные средства, а затем на строительство коммерческих площадей на прилегающей территории на конкурсной основе привлекались инвесторы с соответствующей компенсацией в бюджет города.
В Московской области из предусмотренного 121 ТПУ выбраны те, что могут быть реализованы на основе частных инвестиций в ближайшей перспективе, подготовлены документы территориального планирования, произведена оценка привлекательности этих проектов для инвесторов. «К сожалению, функционирование ТПУ, когда инвестор берет на себя всю ответственность как за транспортную, так и за коммерческую составляющую, сопряжены с рядом трудностей, так как территория области и территория полосы отвода железной дороги имеют много участников – необходимо разделить ответственность и создаваемую собственность, – объяснил Петр Красиков. – В настоящий момент эти нюансы прорабатываются для определения оптимальной схемы взаимодействия и участия инвестора». По словам докладчика, пока ни одного соглашения по ТПУ не заключено, тем не менее проект находится в высокой стадии готовности и многое зависит от настроя инвесторов.
К более мелким транспортным проектам относится сооружение парковочных пространств. В Москве платные парковки создаются за счет бюджета, и плата за парковку также поступает в бюджет. В Московской области акцент сделан на бесплатные парковки, в том числе перехватывающие, вдоль железнодорожных направлений. «Тем не менее у нас в плане проработки остаются локальные мероприятия по созданию парковочного пространства, в том числе многоуровневого, которые могут как напрямую окупаться за счет платы за парковку, так и обеспечивать возврат инвестиций благодаря одновременному созданию коммерческих площадей, – отметил докладчик. – Такие проекты локально обсуждаются на уровне муниципальных образований».
Развитие легкорельсового транспорта (главным образом, городских трамвайных линий) в Москве ведется за счет бюджетных средств, однако есть намерение в перспективе передать отдельные объекты инфраструктуры в долгосрочную эксплуатацию на основе контрактов жизненного цикла.
У Московской области другой подход: в 2013 г. здесь разработан проект по созданию сети коридоров скоростного транспорта, реализовать который предполагается на основе внебюджетных инвестиций. Речь идет о создании вокруг Москвы кольцевой транспортной системы протяженностью около 250 км.
«Этим перечень проектов не ограничивается», – сообщил Петр Красиков. По его словам, в Подмосковье прорабатывается проект строительства пешеходных переходов через железнодорожные пути с созданием коммерческой инфраструктуры, которая обеспечит проекту окупаемость; будет создаваться инфраструктура для средств малой мобильности – самокатов, велосипедов; внебюджетные инвестиции будут привлекаться в развитие автобусных станций, автовокзалов, троллейбусных и трамвайных парков. Докладчик сообщил о готовности к рассмотрению предложений со стороны бизнесменов, заинтересованных в участии в каких-либо из перечисленных проектов.
«Инфраструктура города – это не только транспортная сеть, но и все вокруг этой транспортной сети… Инфраструктурная площадка МТПП может содействовать привлечению в город прямых инвестиций, как отечественных, так и иностранных», – заявил Сурен Варданян. По его словам, подобные проекты представляют новый формат взаимодействия административных органов власти и бизнеса.
Создание транспортно-пересадочных узлов и всего, что входит в эту инфраструктуру, реконструкция железнодорожных и автовокзалов, создание зон придорожного сервиса, строительство разноуровневых переходов, площадок, парковок – это зона приложения сил бизнеса. Формат ГЧП позволяет довести экономию любого проекта практически до 50%.
«Для инфраструктурной площадки МТПП есть огромный сегмент работы. Востребованные и эффективные проекты – это не просто драйвер развития территории, но и инвестиционные вложения на следующий, как нам прогнозируют, кризисный период, когда активы дешевеют, а транспорт становится востребованным вдвойне», – отметила в своем выступлении председатель Гильдии операторов и разработчиков инфраструктурных проектов при МТПП Анна Краснова-Роттман. Она рассказала об одном из таких пилотных проектов – хордовой линии скоростного легкорельсового транспорта в Московской области с выходом в Москву «Щербинка – Видное – Молоково – Лыткарино – Котельники – Люберцы» общей протяженностью 48 км. По словам докладчика, это первая частная концессионная инициатива линейного транспортного объекта большой протяженности на территории Московской области. «На этом проекте мы планируем обкатать ряд механизмов реализации инфраструктурных проектов как в части технических и эксплуатационных, так и инвестиционных решений», – пояснила Анна Краснова-Роттман.
Проект призван как дать толчок к «взрывному» социально-экономическому развитию обозначенных территорий (один большой транспортный объект дает основу для реализации массы мелких проектов с участием малого и среднего бизнеса), так и освободить прилегающую часть Москвы от маятниковой миграции (в частности разгрузить автодорогу А-105). «Введя в эксплуатацию эту линию, мы обеспечиваем появление нового транспортного коридора в обход Москвы, чем существенно помогаем ей переориентировать потоки и развивать транспортную инфраструктуру уже исходя из собственных потребностей», – объяснила докладчик. Четкую схему финансирования инфраструктурных пилотных проектов на территории Московского региона планируется представить в первом полугодии будущего года. «Ключевая задача инфраструктурной площадки МТПП – это выработка инвестиционных инструментов, преодоление недоверия инвесторов. Мы рассчитываем на помощь МТПП в этих вопросах», – почеркнула Анна Краснова-Роттман. Пакет документов по частной концессионной инициативе планируется внести в Правительство Московской области до конца нынешнего года.
Просим в гости!
Надежным мерилом комфортности и дружественности городской среды являются туристы, которые к тому же составляют солидную статью доходов крупных городов с многовековой историей. О формировании комфортной инвестиционной среды в сфере туризма в столице участникам конференции рассказала вице-президент Национального туристического союза Инна Пехова. «Москва является отправной точкой многих турмаршрутов, поэтому важно показывать знаковые объекты, делать ее инфраструктуру красивой и доступной для туристов», – подчеркнула она.
По словам Инны Пеховой, в настоящее время разрабатывается туристический кластер – проект «Государева дорога». Маршрут проходит по территории Московской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областей. Строительство новых гостиниц, возрождение культурных объектов, модернизация малых городов на этом маршруте будут вестись с привлечением частных инвестиций, для чего предстоит создать инвестиционный хаб.
«Мы подписали меморандум о сотрудничестве с фондом «Росконгресс», который занимается привлечением инвестиций и развитием туризма», – сообщила докладчик. – Сейчас будет создаваться совместный документ по аналитической и инвестиционной привлекательности российских регионов, в котором будет показано, куда можно вкладывать инвестиции».
Еще один проект, реализуемый при поддержке МТПП, – создание платформы «Инвестиционный компас», отдельный сектор которого будет посвящен проектам в туристской и гостиничной сферах.
«Это первый в России регистратор для мобилизации финансовых ресурсов на реализацию этих проектов… Сейчас компаниям, которые хотят инвестировать, очень важно найти “одно окно”. Мы будем показывать реальные экономически обоснованные проекты на одной платформе – это намного упростит и ускорит процесс формирования позитивного имиджа России и создание туристской инфраструктуры», – объяснила Инна Пехова. Она напомнила о важности создания маркетинговых концепций гостиничных проектов с привлечением гостиничных операторов. Если нет профессиональной команды, которая сделает правильную аналитику и расчеты по будущему развитию отеля, инвестору будет сложно оценить успешность проекта.
Искусствовед и общественный деятель Анастасия Крылова осветила процесс подготовки к участию Москвы в конкурсе мировых столиц дизайна (World Design Capital) при поддержке столичного Департамента инвестиционной политики и предпринимательства и инновационного центра Сколково. Конкурс должен состояться в 2024 г., прием заявок начинается с 1 октября нынешнего года. Одним из главных критериев победы в конкурсе является государственная политика в сфере дизайна, которая приводит к развитию городской инфраструктуры.
«Развитие инфраструктуры – это как снежный ком: оно втягивает в себя множество отраслей экономики. Это вопрос развития территорий, вопрос, связанный с комфортом человеческой жизнедеятельности – работы, здоровья, образования».