Закрыть

Связаться с нами



Москва-река: наперегонки с электробусами и метро

Москва-река: наперегонки с электробусами и метро

В нынешнем году столичные власти планируют организацию регулярных пассажирских маршрутов по Москве-реке. В конце января Московская городская Дума провела в формате видеоконференции «круглый стол» «О развитии речного транспорта и речных перевозок Москвы в 2022 году». Участники обсудили как перспективы организации регулярных пассажироперевозок, так и дальнейшее совершенствование экскурсионных маршрутов, развитие причалов и городских набережных – вопросы, безусловно, интересные столичным предпринимателям, интересы которых представляет МТПП.

Преимущества «водных электричек»

Актуальность регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке для жителей города отметил в своем выступлении председатель МГД Алексей Шапошников. «С учетом развития набережных, появления новых кварталов вблизи Москвы-реки, транспортно-пересадочных узлов, канатных дорог пассажирские перевозки по Москве-реке могут стать одной из самых эффективных возможностей передвижения по городу», – отметил он. По его словам, в случае необходимости МГД готова вносить законодательные инициативы по этому вопросу в Государственную Думу.

По планам, суточный пассажиропоток каждого водного маршрута уже при его запуске может составить 15-16 тыс. пассажиров, сообщила председатель комиссии МГД по градостроительству, государственной собственности и землепользованию, руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в МГД Елена Николаева. Кроме того, развитие речного транспорта несет в себе большой потенциал для развития городских территорий, прилегающих к акваториям. Длина фарватера Москвы-реки от МКАД на севере до МКАД на юге составляет около 80 км., а вся береговая линия с заливами и затонами растянулась более чем на 200 км – и при этом благоустроена только четвертая часть всех набережных. Остальные прибрежные территории заброшены и неизвестны большинству жителей.

Новые транспортные связи будут способствовать активному развитию депрессивных территорий в городе, уверена Елена Николаева. По ее словам, согласно городской программе по развитию столичных набережных, в ближайшие годы в Москве появятся 64 км новых набережных и 40 общественных пространств.

Важно, чтобы водные маршруты стали частью транспортного каркаса города и были инкорпорированы в транспортную систему оплаты картой «Тройка», банковскими картами и биометрией, имели льготные и бесплатные пересадки.

Елена Николаева также выразила надежду, что со временем водный транспорт не будет уступать столичному метро по четкости и скорости.

Спикер также одобрила инициативу заключения сервисных контрактов жизненного цикла (КЖЦ – разновидность взаимовыгодного партнерства публичных (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит. – Прим. ред.), «когда ремонт и техобслуживание судов в течение 15 лет является базовой частью установленного процесса». По словам Елены Николаевой, заключение сервисных контрактов позволит эффективно использовать и бюджетные, и инвестиционные средства не только на период вложения, но и на период эксплуатации.

Ранее столичные власти сообщали, что уже в 2022 году новые водные маршруты будут обслуживать девять речных трамваев, а к 2024 году пассажирский флот планируется полностью укомплектовать электрическими судами ледового класса, которые смогут обслуживать пассажиров круглый год. «Выбор электрического транспорта – это мировой тренд, обеспечивающий эксплуатацию акватории без ущерба для экологии», – отметила Елена Николаева.

В своем выступлении она затронула и законодательную сторону вопроса: «Важно выйти на федеральный уровень с необходимыми инициативами по разработке регламентов использования акватории рек в Москве…Соседство федеральной акватории и городских набережных, их интеграция в единое пространство – это предмет совершенствования федерального, а в дальнейшем и московского законодательства».

О правилах речного движения

Заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Алексей Митяев начал выступление с рассказа о развитии столичных речных вокзалов. В 2020 году была завершена реконструкция Северного речного вокзала, а в 2021-м, после долгого перерыва возобновлена паромная переправа «Северный речной вокзал – Захарково». В 2022 году предполагается завершить реконструкцию Южного речного вокзала, запустить два регулярных транспортных маршрута («Киевский вокзал – Парк Фили» и «ЗИЛ – Нагатинский затон – Печатники – Коломенская набережная»), благоустроить набережные. Новые маршруты будут осуществляться без пересечения с прогулочным флотом и свяжут новые районы интенсивной застройки, отметил спикер. Также будут оборудованы два пункта отстоя флота в ночное время в Мневниковской пойме и Нагатинском затоне. К концу 2023 года планируется запустить в работу 23 причала и 21 судно. Сейчас, по словам спикера, пассажирский флот составляет 28% всего столичного флота, маломерный – 45%, остальное приходится на другие виды – круизный, грузовой, а также ведомственный флот.

Внедренная на реке в прошлом году система АИС позволяет в автоматическом режиме контролировать все причаливания, вести полную статистику судоходства, следить за безопасностью, а также за качеством всей транспортной логистики.

«Чтобы контроль на реке носил системный характер, осенью 2021 года мы организовали службу водного патруля и службу перемещения маломерных судов в дополнение к существующей инфраструктуре. Это позволит нам в полной мере контролировать порядок на реке и оказывать помощь в случае необходимости», пояснил Алексей Митяев. – Наша задача – обсудить движение на реке, составить маршруты, которые будут и удобны пассажирам, и безопасны, без ненужных маневров…За ближайшие несколько месяцев предстоит определить целевую схему на 2022 год».

Спикер также сообщил о четырех приоритетных направлениях, по которым необходимо выработать правила, помогающие улучшить качество движения на реке (управление маршрутной сетью в целом; понятные для судовладельцев места распределения на причалах, повышение требований транспортной безопасности; модернизация продажи билетов; развитие инфраструктуры для работы этого большого флота).

«Мы готовы к совершенствованию нормативно-правовой базы с целью улучшения эффективности и безопасности судоходства на реке, обсуждать новые инициативы», – сообщил и.о. начальника Центрального управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Ромазанов. По его словам, опыт работы на дорогах в значительной мере можно перенести на акватории.

Заместитель руководителя Департамента торговли и услуг г. Москвы Александр Иванов также выразил готовность поддержать высказанные идеи и сотрудничать с бизнес-сообществом, работающим в акватории Москвы-реки, по вопросам, которые находятся в ведении Департамента – в частности, появления вблизи причалов несанкционированных точек продажи пригласительных билетов и т.д. «Местные жители, мнение которых необходимо учитывать, далеко не всегда рады стихийному обустройству набережных», – отметил он.

Интересы бизнеса будут учтены

«Сегодняшняя встреча – стартовая, акцент был сделан в первую очередь на развитие и систематизацию пассажирских перевозок, – отметил вице-президент МТПП Александр Крутов. – Мы видим здесь действительно недооцененный потенциал всей инфраструктуры – и береговой, и причальной. Предпринимательская инициатива, которая сконцентрирована в МТПП в виде отраслевых гильдий и комитетов, уже имеет опыт эксплуатации круизного водного транспорта, коммуникации с береговой инфраструктурой, в частности, реконструированным Северным речным портом. Разработка новых стандартов безопасности с учетом современных технических решений (таких, как речной транспорт на электрической тяге), экология использования водного пространства, вопрос профессиональной подготовки кадров – во всех этих сегментах предприниматели могут найти возможность развиваться, могут что-то предложить.

Через площадку МТПП, взаимодействие с профильными департаментами и региональными законодателями мы можем разработать программу, которая фактически позволит капитализировать реку для города и показать ее потенциал в лучшем свете.

Спикер также затронул вопросы престижа работы на речном флоте и качества подготовки гидов, ведущих экскурсии на речных судах.

Свои позиции по обсуждаемым вопросам также высказали представители компаний, занимающихся различными видами речных перевозок. Их, в частности, волновали технические требования, которые московские власти будут предъявлять к судам; интеграция в новую городскую систему уже существующих электронных площадок по продаже билетов; распределение причалов на прозрачной основе; справедливое решение вопросов конкуренции между маршрутизированным флотом и круизными перевозками.

Отвечая на вопросы и пожелания бизнесменов, Алексей Митяев отметил, что в ближайшие недели городские власти планируют утвердить маршруты и тарифы на предстоящий год. Он также попросил присутствующих на мероприятии глав компаний подготовить предложения по использованию своего подвижного флота в нынешнем году, чтобы «определить требования, которые город будет использовать на электронных площадках». В 2022 году, сообщил чиновник, право причаливания будет распределяться на аукционах, а в будущем планируется заключать более долгосрочные контракты, «которые позволят судовладельцам, имея заранее прогнозируемое место, вкладываться в инфраструктуру, развитие флота и понимать, что это долгосрочный бизнес, равно как и свою ответственность за качество оказываемых услуг». Обсуждение актуальных вопросов планируется продолжить в ближайшем будущем с участием представителей Центра организации дорожного движения Правительства Москвы и Мосгортранса.

Оставьте комментарий