Закрыть

Связаться с нами



На работу и отдых – на теплоходе!

На работу и отдых – на теплоходе!

Организация регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке – кардинально новое решение столичных властей. До сих пор пассажирское судоходство на территории города ограничивалось полюбившимися москвичам и гостям столицы прогулочными теплоходами в теплое время года. Своими мыслями о том, как сочетать и развивать регулярное и экскурсионное направления, с журналом «Московская Гильдия» делится председатель Комитета по туризму и гостиничному бизнесу МТПП Сергей Абрамов.

– Сергей Николаевич, ваша компания «Цезарь Трэвел» имеет собственные теплоходы и богатый опыт организации круизов, в том числе и по главной реке столицы. Насколько нужен Москве, на ваш взгляд, регулярный речной транспорт и на какие моменты вы бы советовали обратить особое внимание при его развитии?

– Идею организации регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке я считаю правильной. Хотя русло нашей любимой реки делает большую «петлю» с севера на юго-запад столицы прежде, чем повернуть в сторону Кремля, и тем самым не позволяет радикально компенсировать маршрутные перевозки по центру, я уверен, что многие жители Москвы в жаркий летний день предпочтут сделать несколько лишних километров по воде, чем спускаться в метро или «плавиться» в автомобильных пробках. Кроме того, пассажирские речные перевозки в какой-то степени могли бы разгрузить наземный транспорт. Насколько они станут повседневными, как автобусы, метро и трамваи, и будет ли круглогодичным этот спрос, точно сказать трудно. По моим прогнозам, из общего числа сегодняшних «сухопутных» пассажиров на воду, скорее всего, перейдет около 10-12%.

– 10-12% пассажиропотока Москвы – это более чем внушительная цифра… А на какие моменты, по вашему мнению, надо обратить особое внимание при запуске пассажирских перевозок по реке?

– Главное – это регулярность движения и отсутствие толп у причалов. Если экскурсионные и пассажирские причалы будут смешаны, это может внести разлад в организацию движения. Если общего числа причалов для разных видов перевозок не будет хватать, то следовало бы четко разделить по часам их работу: с такого-то по такое-то время – регулярные перевозки, а с такого-то по такое-то экскурсионные. Необходимо во что бы то ни стало избежать накладок: ведь пассажирские перевозки должны осуществляться с точностью до минуты – иначе в них нет смысла – нужна четкая работа диспетчерских служб.

Как организатор экскурсионных рейсов, я, конечно, опасаюсь, что при нехватке причалов приоритет может быть отдан пассажирским перевозкам…  Посмотрим, как будут «стыковаться» между собой эти две московские программы.

– Возможно ли пассажирские перевозки по Москве-реке сделать круглогодичными?

– Теоретически да, хотя о зимнем периоде необходимо думать дополнительно, потому что для зимнего судоходства понадобится ледокол. Кстати, и сегодня по Москве-реке в зимний период успешно курсируют большие ледокольные теплоходы «Рэддисон», прокладывающие себе путь в сильный мороз. Однако следует учесть, что теплоходов ледокольного класса в Москве сейчас насчитывается не более 15% от общего числа речных судов.

– Насколько тема регулярных речных пассажирских перевозок, по вашему мнению, интересна частным судовладельцам?

– Пока сказать трудно. Москва сейчас создала свою судоходную компанию, и я думаю, что этот проект замкнется в рамках государственной программы – слишком уж он ответственный: основываясь на собственном опыте, рискну предположить, что у регулярных пассажиров всегда больше претензий к качеству движения, чем у гостей экскурсионного судна. Если организаторы поймут, что парк судов по какой-то причине нужно пополнить, то, возможно, будут привлекать частных перевозчиков – и я думаю, те охотно откликнутся. Но пока таких сигналов нет – проект ведь еще не запущен. Насколько я знаю, столичные власти только ведут переговоры о приобретении теплоходов для работы на регулярных пассажирских маршрутах.

В целом же причин волноваться нет: Москва имеет колоссальный опыт пассажирских перевозок, и скорее всего этот проект будет отдан в ведение Мосгортранса.

– Давайте теперь поговорим о хорошо знакомых москвичам и гостям столицы экскурсионно-прогулочных маршрутах, которые много лет действуют на Москве-реке. Что в их организации, на ваш взгляд, нуждается в совершенствовании?

– Все экскурсионно-прогулочные маршруты в черте Москвы, безусловно, интересны и пользуются сегодня повышенным спросом. Но нужно более четко организовать график движения теплоходов по центру Москвы, единовременное число которых на реке иногда превышает сотню. Такая ситуация приводит к скученности людей на причалах – ее желательно было бы разрядить строительством новых причалов. Я бы предложил увеличить протяженность нынешних маршрутов за счет строительства новых причалов или хотя бы установки дебаркадеров в местах, где причалы строить невозможно.

Например, можно продлить маршруты от центра города за пределы Коломенского на юге и до пятого-шестого шлюза у Речного вокзала – а оттуда до Московской области на севере. Это сделало бы речные прогулки по столице еще более привлекательными и позволило бы избежать нынешней скученности в центре.

Чтобы не переходить шлюзы, можно организовать пересадки: например, на севере экскурсанты доезжают до шлюза из центра Москвы, потом на автобусе переезжают до Речного вокзала и дальше с отдыхом, остановками причаливают к парковой зоне в Сходне (там как раз сейчас идет реконструкция территории) напротив Северного речного вокзала.

По мере удаления от центра столицы набережные сейчас выглядят все менее привлекательно. Хорошо бы «проработать» их, что называется, в одной тематике. Я обсуждал эту тему еще год назад на встрече с заместителем мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимиром Ефимовым. На этой встрече я предложил разукрасить причалы Москвы-реки в русских народных традициях – гжель, хохлома, мстёра, сделать из бетонных сооружений произведения национального искусства.

Причал в центре столицы сам по себе должен быть так же красив и интересен, как Речной вокзал сегодня, после недавней реконструкции. На причале можно установить сувенирные палатки или проводить мастер-классы.

99% экскурсионных теплоходов в столице – частные. Частному бизнесу эта тема интересна, он будет развивать ее и дальше. Резервы на этот счет еще есть, как я сказал выше. Тем более погодные условия в Москве не всегда благоприятные, поэтому в теплые дни возникает компенсация отложенного спроса.

– Хватает ли на Москве реке квалифицированных гидов?

– В данный момент проблем с гидами нет. Однако, по прогнозам нашего Комитета, туристические потоки в Москву вырастут по окончании пандемии. Последний Новый Год показал, что столица интересна туристам, так как все гостиницы в эти дни были переполнены. А чем больше гостей будет приезжать в столицу, тем больше профессионалов должно их встречать и грамотно показывать им все достопримечательности – так что и этим вопросом надо заниматься заранее.

– В заключение беседы хотелось бы узнать о планах «Цезарь Трэвел» на ближайший сезон. Будет ли ваша компания открывать новые теплоходные маршруты по Москве-реке, как планировалось?

– Да, у нас в этом году планируются два новых маршрута выходного дня (если будет хороший спрос, мы распространим их и на будни) – оба начинаются от Северного речного вокзала. Первый двенадцатичасовой маршрут уходит на Пестовское водохранилище – в 9.00 большой теплоход «Гжель» отчаливает, а в 12.00 причаливает на площадку «Хвойный Бор», где расположен одноименный гостинично-развлекательный комплекс с пляжем и всей необходимой для отдыха инфраструктурой, где отдыхающие проводят весь день. К 21.00 их привезут обратно к Северному речному вокзалу. В программу также входят завтрак, обед и ужин. Прошлым летом мы опробовали этот маршрут и выяснили, что он пользуется большим успехом.

Второй маршрут также начинается от Северного речного вокзала и ведет на базу отдыха «Солнечный залив» (теплоход, который будет задействован на этом маршруте, носит это же название) на Пироговском водохранилище.

На этих новых маршрутах наша компания планирует сконцентрировать основные усилия в столице этим летом.

– Спасибо за беседу!

Оставьте комментарий