Закрыть

Связаться с нами



Машина без бензина и без... водителя

Какой транспорт ждет москвичей в будущем?

Сегодня даже самый заядлый пессимист вынужден признать: за последние несколько лет транспортная система Москвы изменилась до неузнаваемости! Особенно ярко перемены «заблистали» буквально 2-3 года назад, с введением в строй МЦК, повсеместным запуском выделенных линий для автобусов и троллейбусов, практически ежемесячным открытием все новых и новых станций метро. Однако изменения коснулись не только общественного транспорта, который находится «под крылом» государства, но и такси, грузоперевозок и других сегментов транспортного рынка, где активно работают предприятия малого и среднего бизнеса…  Собравшись вместе на конференции РБК и МТПП  «Транспорт Москвы: возможности для малого бизнеса», столичные предприниматели поделились успехами, проблемами, задачами и планами по дальнейшему усовершенствованию работы транспорта в мегаполисе.

Напомним, что модернизация транспортной системы в столице началась в 2010 году, после принятия правительством соответствующего постановления. Новая стратегия развития предусматривала совершенно другие приоритеты: главными участниками дорожного движения в городе становились не личные автомобили, а пешеходы, велосипедисты и москвичи, предпочитающие машинам автобусы и метро.  В результате реализации этой стратегии, за последние 7 лет в Москве на 62% увеличилось количество поездок на общественном транспорте. Сегодня на метро, автобусах, поездах и прочих средствах передвижения в столице фиксируется более 19 миллионов поездок в сутки!

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

Согласно исследованиям, проведенным в июне этого года агентством McKinsey & Company, Москва заняла 6 место в мире по качеству транспортной системы. Впереди только Сингапур, Гонконг, Лондон, Мадрид и Париж.  При этом, именно за последние 7 лет столица поднялась на 7 позиций, опередив по этому показателю все остальные мегаполисы мира. А вот какие данные за те же 7 лет фиксирует Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы: среднее время в пути на городском транспорте уменьшилось на 15%, доля граждан, пользующихся городским общественным транспортом, увеличилась на 10%, средняя скорость на личном автомобиле увеличилась на 16%, загрузка дорог уменьшилась на 15%. И, конечно, главный итог колоссальной работы по изменению транспортной системы Москвы —  количество ДТП в городе уменьшилось на 59%!

Власть и бизнес: транспорт — общая забота

«В городе развиваются абсолютно все виды транспорта, — отметил в ходе конференции заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Пронин. —  Еще 4-5 лет назад мы даже не могли представить себе, что такое быстрое развитие получит каршеринг. А сейчас в Москве уже 13,5 тысяч машин задействованы в этом бизнесе». В столице чрезвычайной популярностью пользуются услуги такси: ежедневно совершается 760 тысяч поездок, среднее время ожидания машины составляет всего 5 минут.Правительство Москвы финансирует приобретение подвижного состава, поэтому средний возраст автомобиля такси 2,8 года.

Еще ряд нововведений: с 1 сентября на линию вышли электробусы, а с 2021 года город прекратит закупку дизельных машин. И, наконец, самая удивительная новость: в столице создается инфраструктура для использования электромобилей —  уже открыты 100 точек зарядки для личного электрического транспорта.

Президент торгово-промышленной палаты столицы Владимир Платонов отметил роль Гильдии такси МТПП в формировании повестки дня по поводу транспортных проблем. По результатам обсуждения на заседаниях этой гильдии было принято решение подготовить изменения в действующий КОАП города Москвы. «Заботясь об экологии города, мы установили в городском Кодексе об административных правонарушениях штраф за парковку на газонах: для физического лица – 5 тысяч рублей, для юридического – 300 тысяч, — рассказал Владимир Платонов. — Выяснилось, что, если на газоне припаркована машина такси, то штраф выписывается таксомоторному парку, который владеет этой машиной. Часто это означает необходимость продавать эту самую машину. Штраф можно оспорить, но, как правило, решение выносится не в пользу истца. Поэтому мы ищем решение, как дифференцировать наказание, чтобы и экология не пострадала, и не разорять наши таксопарки».

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

Президент МТПП высоко оценил вклад Гильдии такси в становление рынка таксомоторных перевозок в городе. Он отметил, что совместными усилиями удалось решить много проблем: машинам с «шашечками» разрешили ездить по выделенным полосам, решена проблема использования лайт-боксов, таксисты получили возможность оформлять патент и избежать сложностей с уплатой налогов. Идет переговорный процесс по урегулированию вопроса с оформление полисов ОСАГО на такси, ведется работа с агрегаторами.  «Компания «Яндекс такси» не только постоянно принимает участие в наших мероприятиях, но и стала членом МТПП», — подчеркнул Владимир Платонов.

Закон и порядок на рынке необходим

Что касается развития рынка такси, то председатель Гильдии такси Богдан Коношенко уверен в необходимости внесения изменений в федеральное законодательство. Сейчас в Госдуме на рассмотрении находится проект закона, регулирующий вопросы таксомоторных перевозок. В этом документе предлагается четко прописать правовой статус и ответственность агрегаторов.

«Сегодня ситуация такова, что несколько агрегаторов взяли на себя функции государственного регулирования, — отметил Дмитрий Пронин. —  Предприниматели, предлагающие населению услуги такси, могут выйти на рынок исключительно через агрегаторов». Рынок реагирует на эту ситуацию отрицательно, ведь, по словам Норайра Блудяна, директора ассоциации «ТАМА», члена Гильдии такси МТПП, сегодняшние тарифы на такси на 80-90 процентов ниже (!) тех, которые могут привести бизнес по пассажирским перевозкам к рентабельности.

Между тем, потребители двумя руками «за», им нравятся низкие цены на услуги такси! Соблюсти баланс — вот главная задача регулятора и, несомненно он не должен проявлять заинтересованности ни к одной, ни к другой стороне затянувшегося противостояния. «Рынок пока еще держится на новых игроках, на привлекательности вступления в этот бизнес, на простоте и доступности: разрешение выдается бесплатно, желтые номера в ГИБДД получаешь без проблем, — подчеркнул Дмитрий Пронин. —  Но, когда человек погружается в содержание работы, в тарификацию, в себестоимость, в обслуживание, страхование, в ежедневный медицинский осмотр, технический осмотр автомобилей и прочее, и прочее —  бизнес получается не маленьким и славным, а большим и проблемным!».

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

По словам эксперта, все эти проблемы известны всем участникам рынка. Но, пока закон не дает никому официального права регулировать тарифы —  это право присвоили себе агрегаторы.  Однако, по мнению Дмитрия Пронина, ответственность самих агрегаторов, в первую очередь, должна быть прописана законодательно! И пока этого не случится рынок так и будет лихорадить.  Мнение власти поддерживают и представители бизнеса. «Госдума не может принять закон о такси с 2014 года, — негодует Норайр Блудян. — А сегодня ситуация уже настолько изменилась, что надо не в старую редакцию закона поправки вносить, а новый закон писать!».

Назад в будущее

Ну а теперь вернемся обратно в будущее — в каршеринг. Еще 3 года назад никто не то чтобы не мог подумать, что каршеринг завоюет Москву — слова такого никто не знал! Сегодня же, по словам сооснователя компании BelkaCar Екатерины Макаровой, услугами каршеринга в Москве пользуются до 7 человек одной машиной в день. А машин в городе уже порядка 14 тысяч!

Каршеринг — это поминутная или почасовая аренда автомобиля у профильной компании. Машины «с ключами в замке» припаркованы по всему городу и ждут своих водителей. Такой вид аренды дешевле такси и в разы удобнее общественного транспорта.  История каршеринга началась в 1994 году, когда в Кьюбеке появилась первая компания Communauto, которая и по сей день считается одной из крупнейших каршеринговых платформ. В Москву каршеринг пришёл всего 3 года назад, и сегодня на этом рынке есть два основных игрока, представители которых присутствовали на конференции.

Этот сервис был придуман для  людей, которые ценят комфорт, своё время и не хотят обременять себя личным транспортом. Эксперты подтверждают, что месяц использования системы каршеринга стоит дешевле месяца пользования собственным автомобилем, ведь водители арендной машины не платят за бензин, техобслуживание машины, страховку, зимнюю резину и прочие неприятности — все эти расходы несет компания, владеющая машинами.

There is no slider selected or the slider was deleted.

В Москве этот бизнес стал активно развиваться, в том числе, и благодаря поддержке властей.  Вице-президент холдинга Micro Capital Group (каршеринг «Делимобиль»,  «Делисамокат», премиум каршеринг Anytime) Мухит Сейдахметов рассказал, что правительство Москвы помогает создавать инфраструктуру. «Делимобиль начал работать в 2015 году, мы были пионерами на этом рынке, но сумели сделать его массовым, — рассказал он. —  Этим летом мы запустили Делисамокаты — новое арендное средство передвижения по Москве.  Это был интересный опыт: огромное количество самокатов сломано, несколько украдены, несмотря на наличие трекера, который еще нужно постараться выломать… Но это был осознанный риск и он себя оправдал: более 170 тысяч зарегистрированных пользователей приложения «Делисамокат» всего за один сезон — это победа!»

Мухит Сейдахметов  предрекает каршерингу большое будущее. По его мнению, буквально через 2-3 года рынок каршеринговых автомобилей (по отношению к личным авто) может достигнуть 40-60%!  Однако его коллега Екатерина Макарова идет в своих прогнозах еще дальше: «После общения с инновационными компаниями, которые работают в этом бизнесе в разных странах, я уверена, что к 2023-2025 году рынок захватят беспилотные такси. Это будет куда удобней и дешевле каршеринга.»

Как бы там ни было, важно, что столичные власти за любые инновации!  «Московский транспорт становится все более технологичным, новые мобильные сервисы набирают популярность, и мы всегда и во всем готовы поддержать предпринимателей, внедряющих новые технологии на транспорте, — констатирует Дмитрий Пронин. — Но пока еще не стоит забывать и о традиционных подходах и понимать, что везет нас по дорогам Москвы не мобильное приложение, а человек.  И главное для нас: создать такую систему, при которой перевозка будет безопасной, комфортной и удобной — как в современном транспорте, так и в транспортах будущего, будь то электросамокат или беспилотный автомобиль».

Оставьте комментарий