6 сентября 2024 года
Паблик-арт – это современный вид искусства, который ориентирован на массового зрителя и подразумевает коммуникацию с городским пространством. Произведения паблик-арта устанавливаются на улицах города, парках, бизнес-центрах и в любых публичных местах. Гильдия креативных индустрий при МТПП провела круглый стол «Паблик-арт как направление креативной экономики. Критерии формирующейся индустрии».
Открывая мероприятие, председатель Гильдии, заведующий базовой кафедрой «Креативные индустрии» Московского университета имени А.С. Грибоедова Константин Авагимов поздравил участников встречи с принятием закона о креативных индустриях, который вступит в действие в феврале следующего года. «Закон рамочный, он вместил далеко не все вопросы, которые хотелось бы осветить специалистам и компаниям из области креативных индустрий, но, тем не менее, это база для развития креативной экономики. Креативная экономика должна расти. Сейчас она составляет примерно 3% от ВВП страны, но к 2030 году цифра эта должна увеличиться минимум до 6%. Паблик арт – интересное направление. Компании, входящие в Гильдию, в основном, и занимаются изготовлением изделий паблик-арта: декорациями, инсталляциями, различной бутафорией, которая применяется в оформлении выставок, массовых мероприятий, ярмарок, фестивалей, городских пространств, ЖК и т. д.».
При этом, как отметил Константин Авагимов, есть несколько проблемных моментов, которые пока не позволяют четко выделить паблик-арт в отдельное направление креативной экономики. По его словам, рынок плохо структурирован; компании, относящиеся к нему, пока не сформировали единого центра притяжения. «У нас есть понимание, что нужно сделать, чтобы паблик-арт стал отдельным направлением креативной экономики. Объединившись, мы сможем сформулировать свое видение по данным вопросам». Также одной из ключевых проблем отрасли является серьезный кадровый голод: «не всегда есть понимание, как «подружить» людей, которые занимаются разработкой идей в сфере паблик-арта, с теми, кто производит и монтирует подобные арт-объекты».
Независимый куратор и организатор паблик-арт фестивалей, социокультурных проектов, паблик-арт художница Мария Кудашева подчеркнула, что даже в экспертной среде «отсутствует согласие в том, что из себя представляет паблик-арт», что затрудняет формирование креативной индустрии. Также эксперт предостерегла от опасности зарегулированности отрасли: «законы могут помогать, но также они могут ограничивать творческий потенциал. Когда очень зарегулировано какое-то направление, искусству начинают чинить препятствия. И это нужно учитывать для последующих действий в законотворчестве».
Как отметил Константин Авагимов, «креативная экономика – это прежде всего экономика». Поэтому необходимо оценить ёмкость рынка, основные цифры, исходя из которых можно понять куда нужно двигаться и развивать в дальнейшем это направление.
Художник, менеджер социокультурных проектов, преподаватель, автор крупномасштабных пространственных проектов Виктор Поляков привел цифру объема рынка брендов уличного искусства США в 2023 году – 4,4 млрд долларов. При этом, по его словам, данных по России пока нет. Он поддержал мнение руководителя Гильдии МТПП о том, что существует серьезная проблема «сопряжения художественно-архитектурных задач и задумок с возможностями инженерного проектирования и последующего создания объекта».
Руководитель уральской паблик-арт программы «ЧО», креативный и бренд-директор уральского холдинга «Атом» («Атомстройкомплекс») Никита Харисов рассказал о миссии компании и привёл пример размещенных в городе арт-объектов. «Наша миссия – повышение привлекательности Екатеринбурга и его районов среди жителей и туристов», – заявил спикер. Среди основных принципов деятельности он назвал работу с городским и историческим контекстом, вовлечение и объединение горожан и сообществ, привлечение внимания к городским проблемам и поиск путей их решения, поддержку и развитие локального художественного сообщества. 79% участников онлайн-опроса, в котором приняли участие 550 человек, ответили, что паблик-арт-программа «ЧО» способствует формированию комфортной городской среды в Екатеринбурге; 69% заявили, что она способствует улучшению качества жизни в городе, а 91% считает, что программа способствует продвижению туристического бренда Екатеринбурга и привлечению туристов.
Руководитель по развитию проектов в креативных индустриях Московского центра развития профессионального образования Департамента образования и науки города Москвы Светлана Игнатьева рассказала о ситуации с подготовкой кадров для креативных индустрий в столице. Она сообщила, что сейчас проектный офис ведёт модернизацию и перестройку образовательных программ, изучает потребности рынка, закупает оборудование и современное программное обеспечение, чтобы минимизировать адаптационный период. «Мы в наших программах уделяем максимальное внимание практическим занятиям: на работу в мастерских и лабораториях приходится до 70% времени».
Еще одно важное направление – профориентация, начиная буквально с первого класса. Это мастер-классы, беседы с представителями креативных профессий. Важность ранней профориентации оценил Константин Авагимов: «В творческие профессии зачастую приходят, пройдя большой путь. Ранняя профориентация позволит ребятам заранее определиться с тем, чем они хотят заниматься».
«Вся эта работа невозможна без индустриальных партнёров, – сказала Светлана Игнатьева, – я здесь, чтобы кинуть клич в индустрии (в том числе и в индустрии паблик-арта), призвать помочь нам сформировать актуальные программы, понять какие компетенции востребованы, какие профессии, возможно, умирают, или появятся в ближайшее время». Спикер сообщила, что сейчас одно из важных направлений работы – проектирование новых колледжей по актуальным направлениям. «Мы пытаемся спроектировать наше будущее и понять, кто нам нужен будет через четыре года», – отметила эксперт.
Сейчас по отрасли «Креативные индустрии» в 23 колледжах реализуется 24 программы, по которым проходят обучение 12 604 человека. Профессии совершенно разные: начиная от достаточно традиционных швеи, ювелира и технолога-конструктора и заканчивая ассистентом технического супервайзера и 3D-визуализатором. Но от рынка нужна информация – кого и чему нужно учить, а желательно еще и сколько специалистов будут востребованы по каждому направлению.
На заседании специалисты высказали свои точки зрения на профессиональные вопросы: стоит ли относить к паблик-арту памятники и монументы, и если нет, то как определить грань между памятником и объектом паблик-арта? Заместитель председателя секции художественной критики отделения Союза художников Москвы Георгий Никич предложил описывать результат творческой индустрии через «определение того, какой использован способ делания». То есть отвечать на вопрос не «что?» а «как?». Обсуждались вопросы недостаточности исследований, что не позволяет понимать основные показатели рынка, также отмечалось, что нужно дорабатывать понятийный аппарат.
Подводя итоги мероприятия, Константин Авагимов отметил, что обсуждение было интересным, профессиональным и продуктивным. «Наша задача не конкурировать на креативном рынке, а совместными усилиями расширять его – тогда мы сможем достигнуть поставленных перед креативными индустриями показателей», – подчеркнул глава общественной структуры МТПП.