Эффективность любой экономики напрямую зависит от качества грузоперевозок: ведь товар или продукт начинает «работать» и приносить прибыль только при своевременной и благополучной доставке потребителю – иногда за десятки тысяч километров. В современных условиях товаропотоки приобретают глобальный размах, связывают десятки стран – и нуждаются в постоянных координации и развитии, особенно с учетом последних «коронакризисных» лет. МТПП провела первое заседание межрегиональной контактной биржи «Экспедиторские услуги как расширение горизонтов. Скажи себе: THE WORLD IS MINE»
Грузопоток как индикатор развития
«Уверен, что совместными усилиями мы будем развивать эту важнейшую тему. Нам необходимо выработать алгоритм этой деятельности под патронатом ТПП, прописать правила, которым должны соответствовать перевозчики, создать их реестр и сообщать предпринимательскому сообществу: вот люди, которые гарантированно работают по четким правилам. Это должно стать нашей основной задачей – и я уверен, что мы добьемся успеха».
Владимир Платонов
президент МТПП
По словам вице-президента ТПП Московской области Александра Ступина, в условиях пандемии бизнес столкнулся с пробуксовкой, связанной с ковидными ограничениями – задержкой грузов на таможне, нарушением сроков разгрузки в портах и контейнерных перевозок на железной дороге. В результате предприятиям, чьи грузы «зависли» в пути, нередко нужна помощь, без которой они рискуют оказаться в форс-мажорных обстоятельствах. «Мы хотели бы подключиться к проблемным вопросам, связанным с перевозками как в России, так и за рубежом, чтобы помогать предприятиям, попадающим в трудные ситуации. Мы также должны подключиться к тем проблемам и на тех точках, где будут пробуксовывать наши перевозчики», – считает Александр Ступин.
Задачи Биржи:
– активизация профессиональных площадок для открытого диалога по вопросам восстановления индустрии международных перевозок с привлечением экспедиторских услуг в регионах РФ;
– выявление уровня спроса на экспедиторские услуги;
– презентация предприятий, заинтересованных в поставке своего товара и приобретении новых контактов логистических и экспедиторских организаций;
– обмен опытом с предпринимателями – участниками ВЭД из других регионов России.
В работе Биржи принял участие вице-президент ТПП Республики Крым Арсений Белоусов. Он отметил, что интенсивность товаропотоков особо актуальна для Крыма в силу географического положения. Республика активно развивается: в частности, за девять месяцев 2021 года в ней возведено почти 101 тыс. кв. м многоквартирного жилья; общий объем инвестиций вырос в девять раз в сравнении с 2020 годом; туристический поток достиг 9,5 млн человек, и в 2022 году планируется его рост. «Регион активно развивается и требует мощной поддержки по завозу товаров, продовольствия, инфраструктурного оборудования. Доступность товаров, цены за доставку, надежность и компетентность перевозчиков, сроки доставки и другие важные факторы, связанные с экспедированием, существенно влияют на реализацию планов по развитию Крыма, социально-экономическое благополучие его жителей», – подчеркнул Арсений Белоусов. По его мнению, система региональных ТПП должна стать одним «окном» для всех участников перевозок – помочь в поиске надежного партнера и при оформлении документов, получении оперативной аналитики по ценообразованию перевозок.
Президент ТПП Ярославской области Наталья Рогоцкая также выразила надежду, что Биржа заложит основу межрегиональной кооперации и будущих проектов по развитию экспорта, в активизации которого область очень заинтересована.
«Хотелось бы, чтобы под эгидой МТПП палаты субъектов, входящих в ЦФО, объединились в сфере транспорта и логистики и продолжили совместную деятельность в интересах потребителей», – высказал пожелание председатель подкомитета по транспорту и логистике комитета РСПП по международному сотрудничеству Олег Дунаев.
Бизнес: взгляд на проблему
Деятельность ЗАО «Славянка» – швейного предприятия, расположенного в Псковской области, – связана с активными перевозками: оно приобретает за рубежом сырье и реализует свою продукцию, в России и странах СНГ. По словам его коммерческого директора Юрия Косенкова, существенные изменения в транспортной логистике, связанной с трансграничными перевозками, стали чувствоваться со второй половины 2020 г. «Раньше 30-фунтовый контейнер доставлялся за 30-35 дней, сегодня срок переваливает за 75-85 дней. Раньше 40-фунтовый контейнер стоил около $2-3 тыс., а теперь минимальная цена – $9300. Налицо удлинение сроков поставки и ее удорожание в разы. На вопрос, почему так увеличились сроки и цены, мы получили ответ: не хватает контейнеров. Мне, как любому бизнесмену, непонятно, с чего вдруг в год, когда уменьшился общемировой товаропоток, не стало хватать контейнеров?» – недоумевает Юрий Косенков.
Второе, на что жалуется «Славянка» – большие (до двух недель) сроки ожидания загрузки на железной дороге во Владивостоке и получения груза в таможенном пункте Ворсино (Калужская область). «Начали уточнять, почему очереди во Владивостоке – нам сказали, что грузовые составы ходят всего раз в неделю. Почему нельзя увеличить это количество, непонятно».
Еще одна проблема, по словам Юрия Косенкова, касается Москвы, где у предприятия имеется собственное представительство, склад, собственный транспорт и ряд клиентов. «В последнее время принято решение, по которому грузовой транспорт грузоподъемностью от 3,5 т и выше не может передвигаться по Москве без пропуска ни в дневное, ни в ночное время. Транспортные компании имеют право ездить, когда угодно, а производители, имеющие собственный транспорт такой же грузоподъемности, – нет. В результате мы вместо одной машины должны покупать пять маленьких…»
Предприятие «Велторф», расположенное в городе Великие Луки Псковской области, занимается добычей торфа, производит торфяные субстраты для выращивания растений в питомниках и тепличных комбинатах, а также грунты для любительского выращивания (продаются в магазинах и садовых центрах). География поставок – Россия и страны ближнего зарубежья (Казахстан, Кыргызстан, Беларусь). Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Константин Когай отметил наиболее острые проблемы предприятия, связанные с транспортировкой, – это ее удорожание и дефицит транспорта в сезон. «Доставляем через морские порты, но стоимость колоссальная. У нашего города нет своего порта, поэтому имеют место холостые пробеги контейнеров – 500 км туда, 500 обратно. Что касается поставок по России, то в сезон поставок (апрель-май, когда мы продаем 30% годового объема) возникает колоссальный дефицит в транспорте – а в эти месяцы мы должны загружать около 25-30 фур в день».
Ярославский моторный завод (ПАО «Автодизель») – одно из крупнейших предприятий области. «Наше предприятие входит в группу «ГАЗ», логистика в которой централизована, – объясняет начальник отдела обеспечения импортными комплектующими ПАО «Автодизель» Илья Маковейчук. – Управляющая компания в Нижнем Новгороде организует тендеры перевозчиков и за счет масштаба получает некий дисконт по перевозкам. По логистике география у нас широкая – почти весь мир: Китай, Европа, Бразилия, грузооборот очень большой: только одного импорта около 300 поставок в месяц». Он рассказал о трудностях с автопоставками через российско-китайскую границу в Забайкальске в период пандемии, последствия которых сказываются до сих пор, и поддержал выступавшего ранее представителя «Славянки» относительно проблем в Ворсино. «Привезенные туда по железной дороге грузы растаможены уже несколько недель назад – но мы не можем их вывезти… Вообще проблем с транспортировкой стало много, затраты увеличились. Любая задержка груза, любой инцидент перевозчиками теперь списываются на коронавирус…По контракту ответственность за транспортировку несут именно они, но грузоотправителям самим порой приходится звонить на железнодорожные станции, ускорять доставку и т.д. Перевозчиков на рынке много, все хотят работать, но по факту результат один: если в пути с грузом что-то случается, никто ничего не может сделать».
Объединившись, можно сделать многое
Очевидно, что решать возникающие в какой-либо отрасли проблемы можно, только объединив усилия. При МТПП с 2005 года работает Гильдия логистических операторов, в которой сегодня состоит около 70 компаний. О ее успешном влиянии на решение отраслевых проблем на мероприятии рассказала председатель Гильдии Светлана Домнина. По ее словам, летом прошлого года, когда Москва ввела пропуска на въезд для автотранспорта грузоподъемностью свыше 3,5 т, многие предприятия столкнулись с проблемами, и на площадке МТПП прошли мероприятия, участники которых обсуждали создавшуюся ситуацию. «Большую роль в ее решении сыграл президент МТПП Владимир Платонов. С его помощью нам удалось добиться от городских властей упрощения системы получения пропусков для въезда в столицу», – отметила Светлана Домнина.
Она также рассказала об участии членов Гильдии в крупных отраслевых выставках (подготовка коллективного стенда от МТПП дает возможность представить свои наработки и малым предприятиям, не располагающим большими средствами); составлении Гильдией рейтингов логистических компаний по определенным показателям – тем самым Гильдия гарантирует их надежность; работе Гильдии с различными вузами в области подготовки кадров.
В своем выступлении Светлана Домнина уделила отдельное внимание работе экспедиторов. «К сожалению, никто точно не знает, сколько экспедиторских компаний сегодня представлено на рынке…Кроме того, нет лицензирования транспортно-экспедиционной деятельности, вход на рынок очень упрощен. Ответственность экспедитора минимальна, в основном это компании, узко специализированные на определенных видах транспорта, – наблюдается дефицит профессионалов, оказывающих комплексные логистические услуги… Налицо и низкий уровень аутсорсинга – услугами профессиональных логистических операторов пользуется менее 50% российских компаний, тогда как зарубежный опыт говорит о целесообразности перехода на аутсорсинг».
По словам Светланы Домниной, повысить ответственность экспедиторских компаний, с которыми работают грузовладельцы, помогло бы создание реестра экспедиторов, отвечающих определенным требованиям (вопрос о его создании сейчас рассматривается).
Межрегиональная контактная Биржа «Экспедиторские услуги как расширение горизонтов. Скажи себе: THE WORLD IS MINE» продолжат свою работу и будут искать пути решения проблем, высказанных на нынешнем заседании.