Закрыть

Связаться с нами



Как бороться с контрафактом?

Как бороться с контрафактом?

6 октября 2023 года

Слово «контрафакт», обозначающее продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав, многим из наших сограждан, к сожалению, знакомо не понаслышке. Несмотря на принимаемые государством меры, проблема контрафакта активно дает о себе знать в таких сегментах, как электроника, фармацевтика, детские товары и многих других. При этом от контрафакта страдают не только потребители некачественной продукции, но и добропорядочные бизнесмены. 4 октября в МТПП состоялся круглый стол на тему «Борьба с нелегальной продукцией: способы нейтрализации каналов распространения контрафакта», организованный Гильдией предприятий торговли и услуг при МТПП.

«Проблема контрафакта, когда бизнес начинает подвергаться не совсем, скажем так, правомерной конкуренции, затрагивает каждого успешно работающего предпринимателя, – отметил в своем приветственном слове вице-президент МТПП Александр Крутов. – Эта проблема лежит в плоскости нарушения закона. Сегодняшнее мероприятие должно ответить на вопросы: достаточно ли у бизнеса инструментов, чтобы бороться с контрафактом, в каких случаях надо обращаться за помощью к правоохранительным органам, достаточно ли усилий прилагается органами контроля и надзора в данной сфере. Палата поддерживает проведение круглого стола исключительно с точки зрения защиты прав и возможностей предпринимательского сообщества».

«Рост контрафакта идет семимильными шагами», – констатировала председатель Совета МТПП, генеральный директор ООО «М.К. АСЕПТИКА» Ольга Пелехатая. По ее словам, значительная доля поддельной продукции завозится в Россию из Китая и здесь выдается за отечественную. С проблемой контрафакта спикеру пришлось столкнуться на собственном опыте: несколько месяцев назад в адрес компании стали в большом количестве поступать жалобы в адрес производимых ею влажных медицинских салфеток. «Отрабатывая претензии, нам удалось установить наличие на рынке подделки нашей продукции причем грубой. ООО, которое продавало контрафактную продукцию на Вайлдберриз, скопировало наши дизайн, упаковку и указало нашу компанию в качестве изготовителя. Салфетки были сухие, без пропитки, упаковка сдута», – рассказала Ольга Пелехатая.  Далее спикер раскрыла, какие меры были предприняты для защиты честного имени компании и защиты потребителей продукции – это, в частности, контрольная закупка, исследование изделия, направление претензий маркетплейсу и продавцу с требованием убрать рекламу контрафактного изделия. «Росздравнадзор сработал оперативно, – отметила спикер, – сейчас предложение о продаже товара удалено». Правоохранительными органами было установлено местоположение контрафактного производства и изъята партия фальсификата. «Контрафактно производится огромный спектр изделий. В целом же разоблачение контрафакта оказывается делом компании, попавшей в переплет», – посетовала Ольга Пелехатая. Ее компания подготовила исковое заявление в суд о взыскании компенсации с продавца фальсифицированных медизделий. Пока дело не закончено. По словам спикера, стало известно, что с контрафактом борются еще четыре компании их отрасли. «Истории вопиющие, они идут по всей стране, этот вопрос будет вынесен на уровень ТПП РФ, доклад на эту тему также ожидается на съезде работников медицинской промышленности», – подчеркнула она. По ее словам, производители медицинских изделий надеются на поддержку юридических компаний – членов Палаты. Большую помощь в расследовании, по словам Ольги Пелехатой, оказали также работники ГУВД России по Красногвардейскому району и руководители Гильдии предприятий торговли и услуг при МТПП. «Надеемся, что до победного конца дойдем не только мы, но и все те, кто страдает от контрафактного производства своих изделий», – заключила спикер.

Аналогичные примеры борьбы с контрафактными поставками привел исполнительный директор Гильдии предприятий торговли и услуг при МТПП Владимир Шишкин. Один из них касался масштабной (на несколько миллионов рублей) поставки на столичную станцию переливания крови контрафактных перчаток, экспертиза которых подтвердила их несоответствие ГОСТу. Обращения в Росздравнадзор и Управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП), по словам спикера, быстрых результатов не дали. Сотрудничество с детективным агентством позволило установить, что контрафакт пришел из Китая, впоследствии был вынесен на тендер и поставлен в медучреждение. Спикер посетовал на отсутствие «гармоничного сотрудничества между ОБЭП г. Москвы и подразделениями Росздравнадзора». «В свою очередь, предприниматели готовы помочь показаниями и адресами, чтобы бороться с контрафактом», – уверен он.

previous arrow
next arrow
Slider

 

Генеральный директор компании «Медтехсервис» (г. Иркутск) Владимир Жувак рассказал, что его компания имеет собственное производство полного цикла, известное по всей стране. Он поделился проблемой: зачастую китайские и тайваньские тест-полоски благодаря лазейкам в российском законодательстве легко получают сертификат о происхождении товара формы СТ-1 и на тех же правах участвуют в торгах вместе с российскими товарами, ущемляя интересы отечественных производителей. «Если такие каналы не перекрыть, то смысла заниматься развитием производства нет», – уверен спикер. Он внес предложение наладить контроль за производством – чтобы при получении предприятием сертификата СТ-1 существовал институт выездной проверки. «Без этого в подаваемых документах можно нарисовать что угодно», – сетует он и вспоминает случаи, когда в качестве производственных площадей были указаны офисы в центре Москвы, что не помешало обратившимся получить сертификат СТ-1. «Хотели бы привлечь МТПП к рассмотрению этой проблемы», – заявил спикер.

Генеральный директор Ассоциации производителей медицинских изделий оборонно-промышленного комплекса Александр Смирнов внес предложения ограничить параллельный импорт по категории товаров, связанных с медизделиями и лекарствами; расширить функции контрольно-надзорных органов по выявлению недобросовестных предпринимателей в связи с обращением непосредственного производителя товаров, заявляющего о факте распространения контрафакта от имени его компании; внести в Гражданский Кодекс поправки об ответственности маркетплейсов, на которых размещается реклама контрафакта.

Представитель юридической фирмы «Городисский и Партнеры» Дмитрий Русаков сделал доклад на тему «Использование современных методов цифровизации в борьбе с контрафактом в Интернете». Он отметил рост российского рынка интернет-торговли (катализатором этого роста во многом явился коронакризис) и рост контрафакта на маркетплейсах, а затем рассказал о разработанном фирмой специализированном программном обеспечении для поиска и блокировки контрафакта в сети интернет и досудебном решении проблем с его помощью (в досудебном порядке, по его словам, удается заблокировать до 80% выявленных нарушителей). Спикер привел примеры нарушений, которые удается блокировать в оперативном режиме. По его словам, современные IT- технологии позволяют выявлять связи между различными интернет-ресурсами. «Мы мониторим рейтинги и отзывы, ищем признаки контрафакта, оперативно фиксируем их и передаем данные для дальнейших разбирательств». Спикер также затронул проблему соцсетей «в которые мигрируют нарушители – здесь легче конспирироваться, создавая закрытые группы».

Начальник юридического Департамента ООО «ЛУДИНГ» Андрей Лазуткин отметил, что в 2022 году нелегальная продукция стала причиной недополучения в государственный бюджет около 50 млрд рублей, заявил о готовящемся рассмотрении в Государственной Думе законопроекта о продаже алкогольной продукции и рассказал о содержащихся в нем предложениях.

Ведущий государственный таможенный инспектор отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска Управления ФТС РФ Сергей Ершов, главный специалист-эксперт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве Олег Фомичев, заместитель начальника отдела камерального контроля УФНС по г. Москве Юлия Каплунова, представители правоохранительных органов ответили на вопросы участников мероприятия.

Заместитель начальника Управления государственного контроля – начальник отдела оперативного контроля Департамента торговли и услуг г. Москвы Дмитрий Жидков призвал бизнес к активной позиции по борьбе с контрафактом, в том числе к обучению потребителей тому, как отличать легальный продукт от контрафакта.

Оставьте комментарий