Закрыть

Связаться с нами



Как создать парк «с изюминкой»?

Как создать парк «с изюминкой»?

27 октября 2023 года

Не стоит, наверно, объяснять, какую важную роль в жизни крупных городов играют парки – роль эта видна как нельзя лучше в любые погожие выходные, когда дорожки и тропинки между деревьями заполняются пестрой толпой: здесь и родители с колясками, и влюбленные пары, и спортсмены, и друзья, выкроившие время на пикник после рабочей недели, – все категории и не перечислишь… Одним нужны удобные лавочки, вторым – велодорожки и площадки со спортивными снарядами, третьим – детские песочницы, качели и горки, четвертые ищут исторические достопримечательности или выставки под открытым небом, пятые хотят покормить уток или белок, шестые – отпраздновать на природе день рождения. В идеале современный благоустроенный парк должен удовлетворять всем желаниям и требованиям отдыхающих. Как это сделать? Ответы на этот вопрос искали участники круглого стола «Благоустройство территорий общественных пространств: коллаборации креативных индустрий и парков», организованного Гильдией креативных индустрий при МТПП.

Открывая мероприятие, президент МТПП Владимир Платонов подчеркнул, что в Москве созданы все условия для развития креативной экономики. Он напомнил, что в последние годы в столице успешна решена задача развития внутреннего туризма: восстановлены памятники истории и культуры, есть возможности для комфортного отдыха. Активно осваиваются территории Новой Москвы, присоединенной к столице в 2012 году, на которых находится более ста памятников истории и архитектуры. «Каждый такой памятник я рассматриваю как центр кристаллизации различных видов предпринимательства. Хотелось бы, чтобы креативными людьми на каждой территории был создан необычный объект внутреннего туризма. Для вас это означает необъятный простор для интересной работы, – отметил Владимир Платонов. – Благодаря восстановленным памятникам мы можем создавать новые площадки, которые вдохнут новую жизнь в ремесла и народные промыслы, – не только магазины, но и мастерские, мастер-классы. Дерзайте, предлагайте – а мы будем вам в этом помогать».

«Креативная экономика – это новое для всех понятие, но оно активно шагает по стране. В связи с ним уже принимаются законодательные инициативы – в частности, в 2021 году было принято Постановление Правительства, которое регламентирует развитие сферы креативных индустрий до 2030 года: в соответствии с ним креативная экономика должна вырасти с 2,4% ВВП страны в 2021 году до 6% к 2030 году. Мы понимаем, что над этим надо работать», – напомнил модератор мероприятия – председатель Гильдии креативных индустрий при МТПП Константин Авагимов.

Парковые зоны сегодня активно преображаются по всей стране. В рамках национального проекта развития комфортной городской среды за последние пять неполных лет в России было благоустроено 4,5 тыс. парков.

«Надо понимать, что парки – это места приложения всех креативных индустрий, а это более 18 связанных между собой отраслей», – подчеркнул Константин Авагимов. – Однако в этой области есть и проблемы». В числе таковых он привел возникающее порой непонимание между дизайнерами, производственниками и заказчиками в лице руководства парков. «Наша площадка как раз создана для того, чтобы находить пути взаимодействия, наполнить парки классным креативным контентом», – подчеркнул он. По его словам, активный простор для деятельности откроет принятие депутатами Государственной Думы РФ федерального закона о креативных индустриях, ожидаемое уже в нынешнюю осеннюю сессию.

По словам заместителя директора АНО «Московская областная дирекция по развитию парков» Андрея Копосова, в нынешнем году на территории Московской области благоустроено 20 парков, до конца года ожидается окончание работ в еще четырех. «Мы принимаем эти территории и развиваем их. Сейчас делается упор на развитие идентичности, культурный код. Мы изучаем, чем знаменит округ, в котором расположен парк, и развиваем его в этом направлении», – объяснил спикер.

Он рассказал об одном из пилотных объектов – парке Малевича площадью 369 га (открыт в 2020 году в Немчиновке Одинцовского района Московской области, где, по легендам, проживал российский художник-авангардист, основатель супрематизма Казимир Малевич). На его территории авторы проекта совместно с сотрудниками Государственной Третьяковской галереи разместили экспозицию российского паблик-арта. «Главной нашей задачей было сделать уникальный арт-парк, гармонично соседствующий с природой», – объяснил спикер.

Он подробно рассказал о том, как проходило благоустройство парка, что сейчас представляет из себя его инфраструктура, а также о выставке «При чем тут Малевич?», на которой экспонируются работы Игоря Шелковского, Александра Константинова, Аристарха Чернышева, Леонида Тишкова, Франсиско Инфанте-Арана, Романа Ермакова и других авангардистов. По артобъектам разрабатываются специальные маршруты. Сейчас к введению готовится третья очередь, которая объединит парки Малевича и Ромашково.

previous arrow
next arrow
Slider

«Мы просим, чтобы разработка каждого парка велась с учетом истории региона, в котором он находится, чтобы его объекты и сувениры были наполнены смыслом – это способствует активизации туризма», – отметил Андрей Копосов.

Он также рассказал о планах дирекции по созданию Парка Л.Н. Толстого в Химках и по развитию Дулевского парка в Орехово-Зуевском районе Московской области.

Арт-директор ЦПКиО им. М. Горького Алексей Баранов напомнил в своем выступлении, что «Парк Горького сто лет назад затевался как место формирования смыслов – и сегодня важно кристаллизовать их через культурные символы». Он рассказал о работе в проекте культурно-туристического кластера будущего – «Палех Парке», расположенном на 24 га земли в Ивановской области. Ядром проекта является создание на территории бывшего льнозавода междисциплинарного кластера – Центра дизайна и ремесел с активной созидательной программой развития русского предметного дизайна. Открытие льнозавода как культурной площадки состоялось в августе нынешнего года в рамках фестиваля «Преображение».

previous arrow
next arrow
Slider

«Нам повезло, что хотя Палех (старинный центр русского народного промысла — палехской лаковой миниатюры и иконописи, административный центр Палехского городского поселения в составе Палехского района) насчитывает менее пяти тысяч жителей, в каждой семье есть художник», – отметил он. Проектирование всех лотов «Палех Парка» будет осуществляться на основе закрытого конкурса среди лучших архитектурных бюро, авторов создания успешных проектов туристической инфраструктуры. «Палех Парк» удачно вписывается в маршрутную сеть, объединяющую такие «знаковые» с культурно-исторической точки зрения города как Владимир, Городец, Суздаль, Нижний Новгород и т.д. «Чтобы помочь развитию народно-художественных промыслов, необходимо подойти к ним с позиций сегодняшнего дня – создать материальный и медийный продукт (кино- и концертные программы и т.д.). Нужно не просто создавать инфраструктуру, но и давать людям доступ к искусству, народным промыслам, культурной компоненте, которой мы должны помогать через развитие», – отметил он. Спикер описал и дефициты данной территории на сегодняшний день, над ликвидацией которых предстоит работать, – слабо развитую туристическую инфраструктуру, малый срок пребывания туристов, отсутствие разнообразия туристического предложения и т.д. – и обозначил план ее развития, состоящий из трех очередей.

Начальник отдела развития ЦПКиО им. М. Горького Екатерина Кутьева рассказала о совместной с предпринимателями работе над объектами инфраструктуры, которых нет в открытой продаже, – например, поилками для птиц, скворечниками, бельчатниками. «Разработка подобных узких, никем не занятых ниш может быть интересна ремесленникам», – считает спикер. Она также представила участникам мероприятия программу «Крылатые соседи». В рамках нее парк сотрудничает со студентами МАРХИ, «которые разрабатывают авторские конструктивы с апробацией на нашей территории – инсектарии (места для зимовки насекомых-опылителей), а также места для зимовки летучих мышей, поилок для белок». «Необходимо создавать объекты инфраструктуры для животных, которые нельзя купить в открытой продаже– отметила она. – После размещения соответствующих заявок к нам приходят инноваторы, готовые разрабатывать требуемые решения».

Проблема вызвала активное обсуждение среди участников круглого стола – в частности была озвучена практика размещения в парках кормушек для белок, подключенных к интернету, – они автоматически выдают орехи белкам по запросу посетителей и за этим можно наблюдать по видео.

«Я призываю собравшихся к более плотному взаимодействию, – сказал Константин Авагимов. – Если в трудных случаях нет понимания, кто может произвести нестандартный артобъект, обращайтесь в нашу Гильдию – и мы вам поможем».

Руководитель отдела парков киностудии «Союзмультфильм» Лейсан Хайртдинова в своем выступлении рассказала, чем занимается киностудия, которой в нынешнем году исполняется 88 лет. В 2018 году на студию пришла новая команда, сейчас в ее работе 16 новых сериальных проектов. «В целом в копилке киностудии – 1,5 тыс. мультфильмов, и их можно использовать в российских парках, – считает она. – “Союзмульфильм” – это сейчас точка притяжения для родителей и детей». Спикер познакомила участников мероприятия с деятельностью открытых киностудией детских центров – «Союзмультклуба» и «Союзмультпарка» в Москве, детского центра в Казани, где юным посетителям, в частности, рассказывают, как создавались старые мультфильмы, а также проводят с ними мастер-классы по анимации. По словам Лейсан Хайртдиновой, в настоящее время ведутся переговоры по созданию еще пяти аналогичных центров на территории России.

Спикер также рассказала, что в «Союзмультфильм» часто обращаются с предложениями о сотрудничестве администрации крупных парков, однако отметила: «Нас беспокоит, что люди, которые хотят улучшить свою площадку, часто не имеют должных компетенций. Мы хотели бы разработать концепцию больших, малых, открытых и закрытых парков и прописать в ней свои условия использования персонажей мультфильмов».

Председатель правления «Национальный союз народных художественных промыслов», заместитель генерального директора ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» Вячеслав Долгов сделал для присутствующих экскурс в историю народных художественных промыслов (НХП) и рассказал об отличии понятий «НХП» и «ремесла». Он познакомил участников мероприятия с техникой лаковой миниатюры, историей ее создания и нынешним состоянием этого промысла; объяснил различия между декоративно-прикладным и народным искусством, рассказал, что составляет понятие «самобытность» той или иной культуры. «Я был бы рад популяризации народных промыслов в российских парках, – сказал он. – Этот вид искусства обязательно несет положительную энергетику». Он привел в пример яркие краски изделий НХП, созданных в северных регионах нашей страны, разнообразие НХП в Дагестане, рассказал о дымковской и ковровской глиняных игрушках и выразил свою готовность к дальнейшему сотрудничеству с участниками круглого стола.

Коммерческий директор компании «7 скамеек», ООО «Новый Парк» Артем Горбушин обозначил наиболее частые проблемы в работе, характерные для всей отрасли, – это, например, ошибки при расчете сметной стоимости, отсутствие взаимодействия между проектировщиками, архитекторами и производителями малых архитектурных форм (МАФов), проблемы со сроками, устанавливаемыми заказчиками, материалами и очередями на заводах.

«На основе нашего сегодняшнего обсуждения могут завязаться новые деловые контакты, создаться новые проекты. Для этого и существует наша площадка – площадка МТПП. Надеюсь, что сегодняшний круглый стол даст пищу новым идеям!» – сказал в заключение мероприятия Константин Авагимов.

Компании – члены Гильдии креативных индустрий при МТПП по итогам круглого стола отметили, что дискуссия была крайне интересной и полезной. В частности, руководитель студии «Симметрия» Вера Шингарева подчеркнула: «Благоустройство парковых пространств с учетом смысловых элементов и эстетических композиций привлекает посетителей, создает свою уникальную атмосферу и настроение для каждого. Грамотно спроектированные парковые зоны, наполненные авангардными или традиционными образами, новыми или знакомыми каждому с детства, делают нас счастливыми. А это и есть основная задача креативных индустрий».

Оставьте комментарий