Закрыть

Связаться с нами



Московский урбанфорум: столица делится опытом развития

Московский урбанфорум: столица делится опытом развития

В рамках программы Московского урбанистического форума МТПП провела конгресс «Инфраструктурное развитие городов», в рамках которого состоялись панельная дискуссия в парке «Зарядье» и рабочая сессия в конференц-зале МТПП. На мероприятиях, в частности, обсуждались вопросы взаимодействия власти и бизнеса по созданию комфортной деловой городской среды, развитие инфраструктурных проектов и туризма.

Бизнес – в авангарде

«Уже десять лет по инициативе Москвы проходит Урбанистический форум. Это не праздник больших городов. Это площадка, на которой мегаполисы могут обмениваться своим передовым опытом, делиться проблемами и методами их решения. Большие города первыми сталкиваются с новыми вызовами времени, причем, как показывает практика, эти вызовы в большинстве своем не уникальны – они характерны для всех крупных агломераций».

Владимир Платонов

президент МТПП

Развитие столицы за последние 10 лет было очень успешным и, что немаловажно, комплексным, подчеркнул, открывая Конгресс, президент МТПП Владимир Платонов – и немалую роль в этом процессе сыграл бизнес. По словам начальника управления поддержки и развития предпринимательства Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы Александра Дерюгина, даже в непростой 2020 год число предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) в столице увеличилось. Сейчас в этой сфере занят каждый третий работник – с учетом ИП и самозанятых это число превышает 3,5 млн человек, или 45% занятого населения города.

«Столичная структура поддержки предпринимательства, сложившаяся за последние годы, считается лучшей в России», – сообщил чиновник. Представленный им департамент администрирует 17 видов субсидирования. Популярностью у предпринимателей пользуется компенсация процентной ставки по кредитам, лизинговым платежам и денежным средствам, потраченным на покупку оборудования и оплату коммунальных услуг. В кризисном 2020 году в эту субсидию были добавлены гостиничные услуги, помощь в образовательных проектах, спортивных и досуговых мероприятиях, а в нынешнем – услуги по оказанию общественного питания. Также востребована субсидия на продвижение товаров, работ, услуг – с прошлого года в нее добавлены компенсация затрат, связанных с реализацией своих продуктов, товаров, услуг через агрегаторы, и компенсация затрат на рекламу. С текущего года введены субсидии на затраты на таргетированную рекламу (реализуется совместно с Яндексом) и на возмещение части затрат на обучение сотрудников.

Спикер также познакомил участников форума с программой льготного кредитования, позволяющей столичным предпринимателям компенсировать более 8% годовых по вновь взятым кредитам. За полтора года программой воспользовалось около 17 тыс. человек. С нынешнего года на компенсацию процентных ставок также могут претендовать предприятия общественного питания, относящиеся к субъектам крупного бизнеса.

Все меры поддержки, о которых шла речь, подчеркнул спикер, разработаны с участием МТПП и членов недавно сформированного Общественного экспертного совета, а система инструментов поддержки постоянно модернизируется в зависимости от текущих нужд и потребностей предпринимателей.

«Город удобен для жизни, работы – и это результат взаимодействия между бизнес-сообществом и городскими властями. Такие структуры, как Палата, выступают как экспертные площадки для государственных органов в отработке тех технологий и мер поддержки, которые государство оказывает сегодня, в нелегкий для нашего бизнеса период».

Сурен Варданян

вице-президент МТПП

Транспортные проекты и резерв ГЧП

Транспортные проекты Москвы и Московской области, без преувеличения, можно назвать драйверами социально-экономического развития территорий – на конгрессе им было уделено значительное внимание. Заместитель генерального директора АНО «Дирекция Московского транспортного узла» Петр Красиков представил некоторые из них, реализуемые на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). Он отметил, что в транспортную инфраструктуру столичного региона (как в крупные, так и в небольшие проекты – строительство путепроводов над железнодорожными путями, установка комплексов фотовидеофиксации на автодорогах, развитие пешеходных переходов) активно привлекаются частные инвестиции. К масштабным столичным проектам можно отнести строительство Северного дублера Кутузовского проспекта, создание Московского авиационного узла, запуск линий легкорельсового транспорта.

Возможности бизнеса и государства, если они складываются, – это синергия для человекоцентричного существования городов и территорий.

«Транспортную» тему конгресса продолжил заместитель генерального директора АО «Аэротрам» Виталий Гапоненко. Его доклад был посвящен локальным системам электротранспорта – драйверу устойчивого развития городской агломерации.

«В Московском регионе – самая высокая доля деловых поездок. Как бы ни оптимизировали автомобильное движение, интенсивная маятниковая миграция вызывает пробки в часы пик – в итоге время в пути из Москвы в область и обратно возрастает в 1,5 – 2,8 раза. 20% жителей Московской области – около 200 тыс. человек, работающих в столице, ежедневно проводят 4-6 часов в автомобиле по дороге на работу и домой. Такая ситуация требует специальных решений, специальной экономической политики», – отметил спикер.

Наиболее эффективным решением в данной ситуации, по мнению экспертов «Аэротрама», является легкорельсовый трамвай (ЛРТ). Транспортные расчеты свидетельствуют: по одной полосе автомобили перевозят максимум 1-1,5 тыс. человек в час, автобус и троллейбус по выделенной полосе – до 4 тыс. в час, а трамваи – до 15-18 тыс. человек в час. При этом линии трамвая не должны ограничиваться в протяженности, количестве транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и пассажирских площадок, а также обязаны сопровождаться многоформатной и мультифункциональной инфраструктурой.

Линия ЛРТ обладает преимуществом перед другими видами транспорта по многочисленным критериям. К ним относятся экономия времени пассажиров, экономия прямых эксплуатационных затрат, сокращение количества ДТП. Выбросы углекислого газа и других вредных веществ также уменьшаются в десятки раз по сравнению с обычным транспортом, имеющим двигатели внутреннего сгорания.

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

Такие проекты, по словам спикера, осуществляются на востоке Москвы и Московской области и «являются показательными для реализации идентичных проектов в особо нуждающихся городах и регионах России» – в частности, в Краснодаре, Ростове, Екатеринбурге и Уфе.

Сейчас финансирование этих проектов осуществляется за счет привлечения средств инвесторов. По мнению представителя «Аэротрама», оптимальной формой взаимодействия бизнеса и государства также является ГЧП.

В свою очередь, председатель Комиссии по государственно-частному партнерству (ГЧП) Международной гильдии финансистов Ольга Макаренко рассказала о возможностях и трудностях реализации ГЧП – формы, которая возникла в 80-е гг. прошлого века в Великобритании, а в России появилась около 15 лет назад. Однако, несмотря на действующий с 2016 г. Федеральный Закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в реализации проектов ГЧП пока имеется немало сложностей. По словам спикера, 85% запланированных сделок «замораживается» на предпроектном этапе или в самом начале реализации проекта. Основные причины – сложная структура финансирования таких проектов, недоработка нормативных документов с точки зрения законодательства, а следовательно, высокие политические риски для чиновников, принимающих соответствующие решения. «Вероятность неудачи высокая, а ответственность за нее расценивается как нарушение закона», – отметила спикер. По ее мнению, роль просветителей и помощников «в преодолении» предпроектного этапа ГЧП могли бы взять на себя региональные торгово-промышленные палаты.

«Сейчас, когда реализация социальных проектов становится условием устойчивого развития, внедрять механизм ГЧП жизненно необходимо, – уверена Ольга Макаренко. – Столичные власти сегодня на первом месте по реализации проектов ГЧП, но это в основном дороги и транспорт – а сфер, предусмотренных законодательством, гораздо больше».

«Принятые в Москве в 2018-2020 гг. программы практически перестроили работу городского хозяйства. Опыт и наработки столичной команды, связанные с устройством и городским развитием, берутся на вооружение в регионах».

Владимир Падалко

вице-президент ТПП РФ

Туризм: переориентация на своих

Большой интерес у участников конгресса вызвала тема туризма и гостеприимства – сферы, которая понесла наибольшие потери в «коронакризис». Число туристов во всем мире сократилось на 70%, что катастрофически сказалось на малых и средних компаниях, работающих в данной отрасли, несмотря на выделение государственных субсидий. Однако в Москве ситуация выглядит более оптимистичной: в период с апреля 2020 года по апрель 2021 года загрузка столичных гостиниц составила 61%, что является наилучшим показателем среди ведущих городов Европы и Азии. Об этом участникам конгресса сообщила сопредседатель Комитета МТПП по туризму и гостиничному бизнесу, директор Центра креативного гостеприимства при МИИУЭП Инна Пехова.

По ее словам, отечественная туристическая отрасль активно переориентируется с иностранных гостей и деловых миссий на внутреннего туриста. Гостиницы осваивают новые виды бизнеса – такие, как доставка еды и создание индивидуальных пакетов для городских жителей. По словам спикера, многие хотят сменить надоевшую обстановку, переехав на какое-то время из квартиры. В гостиницах сегодня активно внедряются инновации: вводятся бесконтактные облачные цифровые решения, например, управление голосовым поиском; при доставке еды и подносе багажа применяются роботы.

Свои коррективы в индустрию гостеприимства вносит и удаленная работа. Появился термин «цифровые кочевники» – новый вид туристов, которые работают во время путешествий, имея возможность осуществлять свою деятельность из любой точки мира. Именно с ними многие связывают будущее туристической отрасли.

Обсуждается единая платформа бронирования всего турмаршрута, включая отели, транспорт; создаются новые маршруты по городам России. Устойчиво развивается так называемая «экономика впечатлений»: путешественники все больше интересуются достопримечательностями – причем не обязательно известными и популярными. Растет число индивидуальных экскурсий, пользуются спросом такие необычные экскурсионные циклы, как, например, «Москва глазами инженера», открывающие инфраструктуру города с необычной стороны. Создаются межрегиональные маршруты для внутреннего туризма, центром которых является российская столица. Увеличилось число экскурсий в городские и загородные усадьбы.

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

Подробнее об инфраструктуре так называемого усадебного туризма собравшимся рассказал генеральный директор УК «Усадьбы и парки» Федор Тимохов. «Усадьбы можно считать центром развития регионального туризма на базе старинных памятников», – уверен он. Старинных дворянских усадеб в стране, по его словам, насчитывается около 3 тыс. – некоторые из них восстановлены и находятся в хорошем состоянии, некоторые требуют значительных инвестиций и являются обременением для государства. «Перед ними стоит задача найти для себя хозяина. Надеюсь, что усадебное направление в туризме будет развиваться», – полагает спикер.

О превращении заброшенного поместья в привлекательный туристический объект он рассказал на примере усадьбы «Скорняково-Архангельское» – памятника архитектуры площадью 30 га в Липецкой области (400 км от Москвы). После национализации усадьбы в 1918 г. ее постройки использовались как технические помещения для колхоза. «Мы провели реставрацию, создали на территории усадьбы культурное арт-пространство, проводим экскурсии, организуем деловые и волонтерские мероприятия», – рассказал Федор Тимохов. Сейчас в реставрированных зданиях размещаются художественная галерея, концертно-банкетный зал, дом-музей, детский городок и т.д. «Мы стараемся следовать культуре, истории и традициям прошлого. В усадьбу приезжает много творческих людей – художников на пленэр, которые потом выставляют здесь свои картины. Мы организуем экскурсии для школьников, прививая детям с раннего возраста интерес к родной истории».

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

Спикер также рассказал о проекте «Экотропа “Аргамач-Скорняково”» и восстановлении усадьбы «Репец» Задонского района. «Это только крупицы сохраненного, а потенциал огромен», – уверен он. По его словам, развитие туризма на базе исторических усадеб – это и создание новых рабочих мест, и закупка продуктов у местных фермеров, и потенциал для развития арт-составляющей. В перспективе планируется создать Елецкий туристический кластер, который будет позволит развивать туризм и экономику региона.

Итоги и новые планы

«Площадка МТПП является основным коммуникационным инструментом для всех сегодняшних тем начиная с вопросов ГЧП и гармонизации интересов инвесторов и государства в интересах дальнейшего устойчивого развития, – подвела итоги конгресса председатель Гильдии операторов и разработчиков инфраструктурных проектов при МТПП Анна Краснова-Роттман. – Градообразующие инфраструктурные проекты, цифровые технологии демонстрируют новые горизонты и являются школой для специалистов… У гильдии большие планы, и нас поддерживает руководство МТПП».

«Мы считаем, что подобного рода конференции, может быть, с другими акцентами, должны проводиться и в других регионах страны – там, где сейчас аккумулируется позитивный опыт территориального развития», – уверен заместитель председателя Гильдии Константин Рогов. Он заявил, что Гильдия планирует разработку проведение международного инфраструктурного форума, «на который в интересах нашей страны будут подтянуты лучшие международные практики».

«Проекты, которые разрабатываются и обсуждаются в рамках работы Гильдии – сложные, но они дают огромные пространство для развития малого и среднего бизнеса, по сути, это драйвер развития территорий. В рамках МТПП нам хотелось бы создать большую коммуникационную площадку для всего инфраструктурного бизнеса – не только Москвы и Московской области, но и регионов. Аккумулирование общего опыта крайне важно для обогащения идеями, взаимного развития и роста».

Анна Краснова-Роттман

председатель Гильдии операторов и разработчиков инфраструктурных проектов при МТПП

Оставьте комментарий