Закрыть

Связаться с нами



Рынки труда и образования сверяют часы

Рынки труда и образования сверяют часы

Во все времена общество возлагало и возлагает на образование большие надежды: работодатели нуждаются в подготовленных «по высшему разряду» специалистах; молодежь стремится получить интересные и «доходные» профессии; родители «нацеливаются» на учебные заведения, с дипломами которых дети, по их мнению, смогут сделать хорошую карьеру в той или иной сфере.

Чтобы удовлетворять всем запросам, учреждения высшего и среднего профессионального образования должны следить за «барометром» актуальности и востребованности своих учебных программ на рынке труда. Помочь им в этом призван механизм под названием «профессионально-общественная аккредитация» (ПОА) – независимая оценка качества реализации образовательных программ и подготовки выпускников.

Почему МТПП?

Первый вопрос, который наверняка возникнет у многих: зачем образовательному учреждению, у которого уже есть государственная аккредитация, получать еще и ПОА – не дублируют ли они друг друга?

Различие между ними очевидно: цель госаккредитации – проверить образовательные программы учебного заведения на предмет соответствия действующим образовательным стандартам. ПОА же – инструмент более «оперативного реагирования». Она призвана выявить, насколько подготовка выпускников в рамках той или иной образовательной программы отвечает актуальным запросам работодателей и, следовательно, обеспечивает выпускникам востребованность на рынке труда.

«ПОА – это новая модель взаимодействия образования и рынка труда. Последние законодательные инициативы, направленные на совершенствование качества российского образования, свидетельствуют о том, что в обществе формируется прогрессивная модель взаимодействия между сферой труда и сферой образования. В новом порядке государственной аккредитации, вступившем в силу 01 марта 2022 года и направленном на повышение качества подготовки выпускников учебных заведений, большое значение придается ПОА образовательных программ. Это важнейший элемент системы независимой оценки качества образования в России», – отмечает руководитель Управления реализации программ и проектов Департамента территориального развития, программ и проектов МТПП Галина Евтушенко.

Профессионально-общественная аккредитация (ПОА) образовательных программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников требованиям профессиональных стандартов и рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Кто наделен правом проводить ПОА? Очевидно, что оценить соответствие уровня подготовки выпускников актуальным требованиям рынка труда эффективнее всего могут сами работодатели. Этот факт зафиксирован в статье 96 Федерального Закона от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021 гласит: «Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Крупнейшим объединением предпринимателей (работодателей) столицы является Московская торгово-промышленная палата. Она внесена в Перечень организаций, проводящих ПОА образовательных программ высшего образования и (или) соответствующих дополнительных профессиональных программ (опубликован на сайте https://minobrnauki.gov.ru).

«Изучение ситуации на рынке труда исторически является прямой задачей Палаты – ведь все источники информации находятся в наших стенах, – объясняет вице-президент МТПП Александр Крутов. – Наши сотрудники каждый день общаются с работодателями – представителями разных отраслей, участвуют в подготовке и проведении мероприятий, организуемых нашими общественными структурами (гильдиями и комитетами); в разработке ими профессиональных стандартов; проводят индивидуальные беседы и дают консультации по актуальным вопросам… И, разумеется, в этом повседневном общении часто поднимаются вопросы квалификации и подготовки кадров. Формируется своего рода треугольник: один угол – это рынок труда (работодатели), второй – учебные заведения, готовящие будущих специалистов, и третий – МТПП, которая выясняет у работодателей их кадровые нужды, а у руководителей учебных заведений – какими средствами они располагают для удовлетворения этих нужд. Вся полученная информация анализируется нашими сотрудниками и распространяется в виде рекомендаций. Эта работа ведется не один год – так что проведение ПОА высших и средних специализированных учебных заведений можно считать вполне закономерным этапом деятельности МТПП – таким путем происходит консолидация российского образования и бизнеса, в которой обе стороны заинтересованы в равной степени».

Лучших – в эксперты

Союз «Московская торгово-промышленная палата» входит в систему торгово-промышленных палат Российской Федерации. В рамках взаимодействия в системе с октября 2021 года МТПП является уполномоченной на проведение ПОА организацией Фонда развития профессиональных квалификаций ТПП РФ (ФРПК) по соответствующей методике ТПП РФ.

К настоящему времени осуществлена ПОА 28 программ в четырех столичных вузах – все они успешно прошли эту процедуру и получили соответствующие свидетельства. В настоящее время МТПП проводит ПОА в нескольких крупных вузах и учебных заведениях среднего специального образования.

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

В связи с проведением ПОА в рамках МТПП был создан новый коллегиальный орган – Аккредитационный совет и организована подготовка экспертов, осуществляющих эту процедуру. «Членами Палаты на сегодняшний день являются 3800 предприятий различных отраслей.

Руководители и ведущие сотрудники каждого из них, по определению, имеют высокие компетенции в своей профессиональной сфере деятельности и, соответственно, при желании и выполнении определенных требований могут принимать участие в проведении процедуры ПОА в составе экспертной группы, – объясняет руководитель Управления по поддержке предпринимательства Департамента по работе с членами МТПП и поддержке предпринимательства Дарья Горбачёва. – Желание стать экспертами изъявили и некоторые сотрудники МТПП. В отдельных случаях на эту роль мы также приглашаем специалистов (например, руководителей отделов департаментов) из органов городской исполнительной власти, если их полномочия позволяют им такое сотрудничество».

Эксперты для проведения ПОА делятся на две категории – эксперты-методологи и специализированные эксперты. Первые проходят специальное обучение (теория и практика) по методике ТПП РФ и стажировку. Вторые должны иметь соответствующую квалификацию в рамках программы, аккредитацию которой им предстоит проводить, и определенный стаж работы в данной профессии. После изучения предоставленной кандидатами информации о себе они включаются в реестр специализированных экспертов и по мере возникновения необходимости приглашаются к проведению ПОА либо «родной» МТПП, либо Фондом развития профессиональных квалификаций ТПП РФ. (Во втором случае эксперты могут привлекаться к проведению ПОА учебного заведения и в другом регионе, что свидетельствует об универсальности методики ТПП РФ и способствует активизации трудовой миграции выпускников учебных заведений.)

Как проводится ПОА?

Согласно методике ТПП РФ, процедура проведения ПОА одинакова и для высших, и для средних профессиональных учебных заведений. При поступлении заявки от учебного учреждения МТПП заключает с ним договор (напомним, что ПОА является коммерческой услугой). Первый этап процедуры – самообследование, выполняемое по форме, утвержденной ТПП РФ. В эту форму работники учебного заведения вносят информацию о его деятельности, имеющихся лицензиях, рейтингах и т.д., делают краткое описание заявленной на аккредитацию программы и «послужного списка» задействованных в ней преподавателей. Немаловажная деталь: для получения аккредитации МТПП программа должна действовать не менее пяти лет, чтобы можно было отследить дальнейшую судьбу отучившихся по ней выпускников.

Заполненная учебным заведением форма изучается экспертами обеих категорий (в рамках камеральной проверки) на соответствие определенным критериям, отражающим мотивацию учебного заведения на последующее грамотное трудоустройство своих выпускников. «В число критериев входят такие, как, например, число трудоустроенных выпускников в первые полгода после окончания; количество призеров олимпиад и тематических конкурсов, возможно, даже после окончания учебного заведения; количество выпускников, прошедших независимую оценку квалификации (НОК) после выпуска, и другие, – объясняет Дарья Горбачёва. – Критериев достаточно много, и все они тщательно выверены – ничего лишнего или чересчур детального. Мы тщательно следим, чтобы им могли соответствовать не только “мэтры” – МГУ, РУДН, если речь идет о высшем образовании, но и, например, небольшая коммерческая академия, если ее преподаватели и администрация относятся к учебному процессу с должной добросовестностью».

Второй этап ПОА включает в себя выездную проверку экспертной комиссии в учебное заведение, чтобы на месте убедиться в достоверности полученных из отчета сведений. В числе критериев, которым руководствуются проверяющие, – адаптированность к учебному процессу учащихся с ограниченными возможностями здоровья (наличие пандусов, табличек для слепых и слабовидящих и т.д.), комплекты соответствующего оборудования в аудиториях (например, лингафонного – у лингвистов и переводчиков); наличие у учебного заведения центра развития студенческой практики и клуба выпускников, который отслеживает их карьерный рост.

В рамках выездной проверки эксперты проводят беседы с преподавателями, студентами, выпускниками, получившими дипломы по аккредитуемой программе, а также их работодателями. «Одни преподаватели оценивают знания своих учеников максимально строго, у вторых, наоборот, все умницы, поэтому для достижения максимальной объективности эксперты стараются расширить круг интервьюируемых, – делится опытом Дарья Горбачёва. – В разговоре со студентами интересуются, почему они выбрали именно это учебное заведение и это направление. Выпускников спрашивают о том, как проходило их трудоустройство, насколько полно приобретенные в учебном заведении знания им удается применить на практике и так далее… Выездная аккредитация проводится под запись, фото, видео – иными словами, документируется».

По итогам камеральной и выездной проверок экспертная комиссия формирует сводный отчет и выдает заключение с предлагаемым количеством баллов (проходной – 55, максимальный – 100), от которого зависит срок действия ПОА. Предложения комиссии рассматриваются на заседании Аккредитационного совета МТПП с приглашением и заслушиванием мнения представителей учебного заведения. В конце заседания проводится итоговое голосование. Окончательное решение о выдаче ПОА и сроке, на который она выдается, принимает Аккредитационный комитет ТПП РФ (вузы и учреждения СПО аккредитуются максимум на шесть лет, ДПО на три года).

Преимущества ПОА

Одним из ключевых преимуществ ПОА является тот факт, что согласно статье 96 упомянутого выше закона «Об образовании…», а также постановлению Правительства РФ от 14.01.2022 результаты ПОА рассматриваются при государственной аккредитации образовательной деятельности и образовательных программ.

Наличие у учебного заведения ПОА также является одним из весомых оснований при распределении государством бюджетных мест (Приказ Министерства просвещения РФ от 17.01.2022 № 12; Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 01.11.2021 N 996).

Также на основе результатов ПОА из федерального бюджета предоставляются гранты в форме субсидий на финансовое обеспечение обучения граждан РФ (ПП РФ от 28.12.2020 N 2304).

«ПОА – это важнейший социальный проект, который направлен не на контроль, а на совершенствование образовательной программы, – отмечает Галина Евтушенко. – Не секрет, что после окончания, например, колледжа его выпускников порой приходится переучивать, потому что их учили не тому и не так, в отрыве от требований рынка. Вовлечение бизнеса в разработку, реализацию и экспертизу образовательных программ дает возможность ликвидировать этот пробел. Анализируя учебную программу в рамках процедуры ПОА, бизнес-эксперты зачастую дают рекомендации по ее улучшению – предлагают ввести дополнительные курсы, профессиональные модули и дисциплины, которые помогут сформировать нужные компетенции, или, наоборот, советуют убрать лишнее. Иногда с подачи экспертов вносятся изменения в программы практик, фонды оценочных средств, тематику выпускных квалификационных работ, выстраивается взаимодействие учебных центров по трудоустройству и предприятий и т.д. В ходе выездных проверок в рамках проведения ПОА формируются отношения между будущими работодателями, студентами и выпускниками».

Для учебного заведения проведение ПОА – это хорошая возможность вместе с работодателем обсудить и провести экспертизу учебных планов, актуальности программ подготовки, учесть потребности и ожидания реального рынка труда.

«На наличие ПОА у учебных заведений начинают ориентироваться кадровые службы компаний – для них это постепенно становится своего рода “знаком качества” подготовки будущих сотрудников», – замечает Дарья Горбачёва.

Все эти аргументы позволяют с уверенностью говорить, что ПОА способна в значительной степени поднять (или как минимум убедительно подтвердить) конкурентоспособность учебного заведения и повысить его ценность в глазах будущих абитуриентов и их родителей, государственных чиновников и работодателей.

Подробнее с правилами проведения профессионально-общественной аккредитации можно ознакомиться по ссылке:

https://mostpp.ru/projects/uslugi-mtpp-dlya-biznesa/professionalno-obshchestvennaya-akkreditatsiya4423/

Оставьте комментарий