8 июля 2024 года
На рынке складывается ситуация, в которой существование компаний-дилеров в электронной коммерции оказывается под угрозой. Предприниматели попали в тиски, где, с одной стороны, на них давит постоянный рост комиссий маркетплейсов, а с другой, повышение налоговой нагрузки, тем самым буквально лишая всей прибыли.
По данным аналитической компании Data Insight, объем рынка розничной интернет-торговли в России в 2023 году составил 7,8 трлн рублей, из них 4,4 трлн рублей приходится на четыре крупнейших маркетплейса.
Продажи компаний через собственные интернет-магазины движутся к нулю. Из-за того, что все маркетплейсы предоставляют покупателям дополнительные скидки от установленных продавцами цен, которые могут достигать 25%, предложения на собственных ресурсах становятся просто не конкурентны.
С одной стороны, ситуация усугубляется постоянным ростом тарифов, на который селлеры практически не могут повлиять. В среднем расходы на комиссию и логистику составляют 30-35% от цены товара. Также постоянно растет стоимость маркетинговых услуг внутри маркетплейсов. К примеру, Ozon с 19 июня 2024 года обновил минимальные ставки на «Продвижение в поиске»: если раньше в категории товаров для дома при использовании данного инструментария продавец должен был заплатить минимум 10,5% от цены товара, то с 19 июня 2024 года минимальная ставка стала 16% (рост минимальной ставки на 53%).
С другой стороны, давление создает изменение налогового законодательства с 2025 года.
Так, компании на УСН с доходом от 60 млн рублей до 250 млн рублей в год должны будут платить 5% НДС, а при доходах от 250 млн рублей до 450 млн рублей в год 7% НДС. При этом предъявлять «входящий» НДС к вычету будет нельзя ни самим «упрощенцам», ни их контрагентам. Фактически мы получаем дополнительный оборотный налог.
А у компаний на общей системе налогообложения налог на прибыль вырастет с 20% до 25%.
Рассмотрим ситуацию с дилерами на примере товаров для дома.
Подавляющие большинство брендов применяют РРЦ (рекомендованная розничная цена), которую дилер по договору не имеет права нарушать. При этом, в зависимости от бренда и объемов закупок, дилер может рассчитывать на скидку от 35% до 60% от РРЦ. Фактически дилеры лишены возможности участвовать в ценообразовании, вынуждены продавать по регламентированным ценам и при этом ограничены ценой закупки.
В среднем маржинальность дилеров в этом рынке составляет от 5% до 15% (при этом постоянно снижаясь при увеличении процентных ставок маркетплейсов). Для дилеров введение 5% НДС фактически равняется потере 50% доходов при том, что расходы на содержание сотрудников, помещений и налогов никуда не деваются.
Также не стоит упускать из виду, что весь рынок торговли завязан на товарообороте и подавляющее большинство компаний использует привлеченные деньги (кредиты и займы) для его поддержания.
Мы сталкиваемся с ситуацией, когда компании – дилеры в рынке электронной коммерции физически не могут повлиять эффективностью своей работы или ценообразованием на рост своей прибыли и юнит-экономика бизнеса просто не выдерживает такого процентного роста расходов как со стороны маркетплейсов, так и налоговой нагрузки. Существует большая вероятность, что бизнес просто не сможет выполнять свои обязательства перед кредиторами и контрагентами, что приведет к массовому банкротству компаний и потере рабочих мест.
На мой взгляд, такой ситуации можно избежать, внеся поправки в принимаемый сейчас закон о маркетплейсах и изменив налоговое законодательство.
В закон о маркетплейсах следует внести ограничение не только на рост комиссий за продажу товара, но и на использование маркетинговых инструментов, ограничив минимальные процентные ставки порогом до 10% от стоимости товара.
В налоговом законодательстве для компаний с основным ОКВЭД 47.91 (Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет) – понизить ставки НДС:
- при обороте от 60 млн рублей до 250 млн рублей в год 3% НДС (вместо 5%);
- при обороте от 250 млн рублей до 450 млн рублей в год 5% НДС (вместо 7%).
Данные изменения помогут бизнесу не только не обанкротиться, но и продолжить свое развитие.
Источники:
https://datainsight.ru/eCommerce_2023
https://top100.datainsight.ru/
Юрий Бедретдинов,
член Гильдии информационных технологий и цифровых коммуникаций при МТПП