Закрыть

Связаться с нами



Земляки – все свои!

Земляки – все свои!

Много десятилетий Москва служит центром притяжения для инициативных людей с разных концов огромной России.

О формах сотрудничества с предпринимателями, переехавшими в столицу из других регионов нашей страны, журналу «Московская Гильдия» рассказывает председатель Совета деловых клубов землячеств и Комитета МТПП по развитию сотрудничества деловых клубов землячеств Олег Московский.

– Олег Евгеньевич, давайте начнем с истории. Когда и как начала развиваться идея работать с переехавшими в столицу предпринимателями – выходцами из других российских регионов?

– Институт землячества иногородних россиян в Москве был создан после распада СССР, около 25-27 лет назад. (Напомню, что в советские времена свои диаспоры в столице имели только выходцы из других республик или стран.) Сегодня в столице ведут свою деятельность около 80 землячеств. Их объединяет Московский координационный совет региональных землячеств, который входит в состав столичного Департамента национальной политики и межрегиональных связей.

В 2018 г. мы, члены Челябинского землячества, при поддержке землячеств Уральского федерального округа задумались о создании Совета деловых клубов землячеств. В объединениях землячеств есть разные клубы «по интересам» – медицинские, военные, спортивные и в том числе деловые, где делятся своими инициативами, новостями, проблемами представители бизнеса. Мы предложили последним собраться и поискать точки взаимодействия. В ноябре 2018 г. на площадке МТПП встретились около 50 «первопроходцев» из 30 землячеств, пообщались, поделились мнениями – и 20 марта 2019 г. создали Совет деловых клубов землячеств. По нашему замыслу, он должен представлять собой не очередную официальную структуру, а настоящее товарищество добросовестных предпринимателей.

Помните, наверно, по книгам, как в дореволюционной России заключали сделки купцы – простым рукопожатием. Традиции этой «рукопожатности», доверия мы решили возродить сегодня.

Наша инициатива встретила взаимопонимание у президента МТПП Владимира Платонова и членов правления Палаты. В июне 2019 г. в Палате был создан Комитет по развитию сотрудничества деловых клубов землячеств – своего рода «штаб-квартира» земляков в авторитетном органе столичных предпринимателей. Подчеркиваю: мы занимаемся именно проблемами предпринимателей, их адаптацией в московскую среду, поддержкой бизнеса и предпринимателей из регионов. Социальные проекты, благотворительность и другие вопросы находятся в ведении Координационного совета при городском Департаменте.

– Расскажите подробнее о работе Комитета. Какого рода поддержку он оказывает переехавшим в столицу бизнесменам?

– Основной смысл работы деловых клубов землячеств – это, конечно, конструктивное взаимодействие со своей «малой родиной» в самых разных форматах – с местной ТПП, местными деловыми сообществами и т. д. Задача – выстроить «деловой мостик» между регионом и Москвой. Например, сам я являюсь членом регионального совета Челябинского регионального отделения «Союз машиностроителей России», в который входят предприятия машиностроения, металлообработки и т.д. Их, как и представителей других отраслей, интересует взаимодействие со своими коллегами из Москвы и других регионов. До пандемии мы ввели в практику организацию специальных отраслевых совещаний, на которые приглашали нескольких руководителей предприятий из региона и столицы. Главное – это налаживание прямого общения между руководителями, принимающими решения. В 2020 г. мы провели конференцию в Челябинской области, на которой наладили прямые (без посредников) контакты поставщиков энергосберегающего оборудования и заказчиков- промышленников.

После окончания пандемии мы собираемся активно развивать промышленный туризм – организовывать двух-, трехдневные отраслевые бизнес-миссии в регионы с экскурсиями на предприятия.

Еще в 2014-2017 гг. при поддержке ТПП РФ мы осуществили несколько таких бизнес-миссий в Крым, связанных с промышленностью, а также судостроением и судоремонтом, строительством и логистикой. В 2019 г. уже при поддержке МТПП наш созданный Комитет организовал две бизнес-миссии в Крым и Севастополь по строительству и логистике стройматериалов. Эту работу планируется проводить и в будущем.

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

О проведении таких бизнес-туров будем объявлять заранее членам МТПП, резидентам столичных технопарков и детально планировать поездки с учетом пожеланий участников с обеих сторон – региональным и московским. Подчеркну – это очень важный момент – речь идет не о том, чтобы просто отправиться посмотреть, чем «живет и дышит» та или иная отрасль, а поехать с конкретными, заранее проработанными деловыми предложениями… Тем, кто по результатам бизнес-миссии решит «бросить якорь» в данном регионе, специалисты нашего Комитета готовы оказать дальнейшее содействие по поиску добросовестных партнеров и сопровождению сделок.

– Не опасаются ли регионы, когда к ним «входит» кто-то из Москвы, не считают ли это экспансией?

– Ну, что вы, это же не тот масштаб! В регионы заходят не холдинги или корпорации, которые при желании легко могут «подавить» менее могущественных конкурентов, а предприятия малого и среднего бизнеса. И, кстати, чем полезно землячество? Это, пожалуй, единственная общественная организация, которая может конструктивно осуществлять деятельность как на территории Москвы, так и своего родного региона. Инициативы земляков, как правило, не «кладутся под сукно», не саботируются, а всесторонне рассматриваются.

– Не оборачивается ли это рассмотрение тем, что земляков обеспечивают выгодными заказами в ущерб чьим-то интересам?

– А как вы это себе представляете? Кто и ради чего будет сотрудничать себе в убыток, пусть даже с земляками? Помощь землячества способна укрепить уже существующие позиции предпринимателя, но наработать их к этому моменту он должен самостоятельно. В эпоху конкурсных закупок земляческие связи не помогут. Попытаться пролоббировать, например, поставку от конкретного производителя можно только в одном случае – если его продукция по-настоящему конкурентоспособна.

Кстати, раз уж мы заговорили о нравственной стороне бизнеса, упомяну еще об одной ключевой задаче нашего Комитета – это побуждение членов землячеств к честному выполнению бизнес-договоренностей, воспитание той самой «рукопожатности», о которой я сказал в начале нашей беседы. Мы работаем с общедоступными базами контрагентов, к тому же наш Комитет тесно взаимодействует с Комитетом МТПП по вопросам разрешения долговых споров и укрепления платежной дисциплины субъектов предпринимательской деятельности (я являюсь его сопредседателем). И мы занимаемся предоставлением консолидированной информации предпринимателям, желающим навести справки о потенциальном партнере или контрагенте, проверяем безопасность готовящихся сделок и оказываем услуги по их сопровождению. Если в результате проверки выявляются определенные риски – например, крупные долги у проверяемого, или он открывает-закрывает компании, или выясняется, что он когда-то подвел своих клиентов или контрагентов, мы выдаем «красный» прогноз. Он не означает, что с этим предпринимателем нельзя иметь дело – но, возможно, в заключаемый договор имеет смысл включить более жесткие штрафные санкции, получить предоплату.

Первые данные о том или ином бизнесмене мы можем найти в течение 15 минут, к поиску более детальной информации привлекаются дополнительные специалисты, и на него уходит около двух-трех рабочих дней. Подобная услуга обходится заказчику недорого по сравнению с потенциальной потерей миллионов в случае неудачной сделки. Предприниматели это хорошо понимают, поэтому активно с нами взаимодействуют.

– Практически сразу после своего создания Совет деловых клубов землячеств и Комитет МТПП совместно учредили Премию «Земляк года», которая присуждается активным предпринимателям, переехавшим в Москву. На последней церемонии объявления призеров в декабре минувшего года (см. материал «Земляки – те, кто радость и горе разделит с тобой…» в нашем журнале – Прим. Ред.) вы сказали, что премию планируется расширить. Расскажите, пожалуйста, о готовящихся нововведениях.

– Я уже говорил о том, что мы разделили со столичными властями сферы деятельности: наш Комитет МТПП и Совет деловых клубов землячеств работают с теми, кто занимается предпринимательством, а Департамент – остальными вопросами деятельности землячеств включая социальные, культурные, патриотические. Анкеты на соискание премии «Земляк года» подали много интересных земляков, но их деятельность – организация концертов, разные виды самодеятельности, народные промыслы не вписывалась в тематику нашей премии. Конечно, с этими людьми тоже нужно работать, признавать их заслуги и высокую общественную значимость, они реально делают большое дело для своих соотечественников и не только.  И тогда ряд землячеств предложили: давайте премию «Земляк года. Бизнес» дополним новой категорией – «Земляк года. Общество», где отметим заслуги в социальной, культурной, благотворительной и других сферах. Предложение было единогласно поддержано. Детали мы сейчас согласовываем. Церемония присуждения «общественной» премии состоится 4 июня в ТПП РФ на Ильинке.

– Год назад возглавляемый вами комитет объявил о работе над проектом «Квартал земляков». Что это такое?

– Смотрите: приехавший в столицу из другого города человек, пусть даже молодой и здоровый, имеющий семью, как правило, оказывается в состоянии продолжительного стресса. Он в одиночку ставит на ноги собственный бизнес. На дорогу до места работы и обратно, на разные встречи и переговоры в огромном мегаполисе каждый день приходится тратить по несколько часов: к огромным расстояниям добавляются автомобильные пробки. В выходные хочется отдохнуть, расслабиться, но где и как? Родственников и близких друзей рядом нет, к вновь обретенным знакомым, как правило, тоже надо ехать на другой конец города… Пять-десять лет такой жизни способны здорово вымотать любого «живчика».

Пройдя через это на собственном опыте, мы в Комитете около полутора лет назад задумались над проектом, которому дали название «Квартал земляков». В нашем представлении, это кварталы застройки, предусматривающие прямо на своей территории или в радиусе 2-3 км, кроме жилья и социальной инфраструктуры, площади под деловые пространства – коворкинги, мастерские, небольшие магазины и мини-технопарки, иными словами, потенциальные рабочие места.

Мы намерены изучать имеющиеся на рынке строительные проекты и найдя потенциально интересные, вступать в переговоры с застройщиками. Процесс этот затормозился из-за пандемии, но в ближайшие месяцы мы собираемся его возобновить. Мы готовы заключать с застройщиками рамочные соглашения, где будут зафиксированы наши рекомендации, и направлять к ним покупателей, обозначая землячествам адреса для покупки квартир их членами. С этим «укомплектованным» земляками кварталом дальше будем выстраивать систему взаимоотношений, налаживать связь внутри квартала, а, возможно, и межквартальную, и межрегиональную. К этому процессу можно подключить много активных предпринимателей.

– Олег Евгеньевич, и все-таки давайте говорить откровенно: если у бизнесмена, переехавшего в столицу, дела на новом месте пошли неплохо, интерес к «малой родине» у него быстро угасает. Чтобы этого не произошло, московских инициатив, наверно, недостаточно – многое зависит и от усилий властей регионов, из которых люди уезжают в поисках лучшей доли. Стремятся ли они и если да, то каким образом наладить конструктивные отношения с уехавшими земляками?

– Вы правы: инициатива региона в этом вопросе очень важна. В идеале со своими землячествами должны тесно контактировать региональные постпредства.

Вот относительно свежий пример: предприниматель из региона переехал в Москву, наладил здесь свой бизнес, твердо стоит на ногах. Осенью 2018 г. ему в землячестве показали наше приглашение на ноябрьскую встречу членов деловых клубов. Он пришел, заинтересовался высказанными инициативами, включился в работу – и через год его активность привела к избранию председателем землячества. Через небольшой срок после вступления в должность ему позвонили из постпредства – пригласили прийти познакомиться, а еще через две недели пригласили на встречу к приехавшему в Москву губернатору его «малой родины».

Такие встречи в Москве с активистами землячеств своих регионов у многих губернаторов проходят в среднем раз в год.

Очень грамотно со своими разъехавшимися земляками работает Татарстан. Форматы сотрудничества у властей Татарстана разнообразны – от персональных поздравлений с праздниками до совместных проектов в разных сферах.

Кстати, замечу, что наряду с выстраиванием отношений с уехавшими земляками для некоторых российских регионов, как и для Москвы, сейчас актуальнее «работа на прием».

Например, в Крыму и Краснодарском крае, куда достаточно активно устремились предприниматели с разных концов России, изучается деловой институт землячеств и в перспективе рассматривается вопрос о создании Совета деловых земляков. Нас уже попросили поделиться своим «столичным» опытом – значит, наша инициатива расходится по стране, и это радует.

Со своей стороны, приглашаю предпринимателей из регионов к взаимодействию в Москве. Институт землячества – это крепкое и надежное сообщество добросовестных граждан и предпринимателей!

Оставьте комментарий