Закрыть

Связаться с нами



Белый теплоход: праздник складывается из будней

Белый теплоход: праздник складывается из будней

3 ноября 2023 года

Солнце над шезлонгом, свежий речной ветерок, дорожка волн за кормой, экскурсии в прибрежные города, многие из которых славятся уникальными памятниками архитектуры, музеями, кулинарными изысками, – все это дарит своим участникам путешествие на теплоходе. Однако для создания такой идиллии для своих клиентов туристическим теплоходным компаниям приходится изрядно потрудиться. Насущные вопросы организации теплоходных круизов обсуждались на конференции «Развитие инфраструктуры речного круизного бизнеса и судоходства в РФ», организованной Гильдией разработчиков и операторов инфраструктурных проектов при МТПП и Комитетом МТПП по туризму и гостиничному бизнесу.

previous arrow
next arrow
Slider

В конце января 2022 года в нашей стране впервые в истории была принята Концепция развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года, напомнила в своем выступлении директор по судоходной политике Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Анна Исаева. По ее словам, работа по реализации этой концепции проводилась довольно активно, но после ликвидации Ростуризма отрасль отказалась в трудном положении. Сейчас срок действия концепции необходимо продлевать, и работники отрасли надеются на помощь МТПП в этом вопросе.

Тон задает Москва

Один из главных вопросов, который был поднят на конференции, – это значение государственной поддержки отрасли. Примером такой поддержки может служить Москва. «Отрасль, которую мы сегодня обсуждаем, сложная – и за годы ее развития Правительство Москвы получило понимание того, что без помощи бизнесу ничего не получится. Мы все знаем, сколько стоит строительство новых судов, их обслуживание, знаем про кредиты, лизинги, и про то, что новые суда для некоторых компаний остаются чем-то из области фантастики. Без поддержки государства на реке и на море ничего не произойдет», – убежден директор филиала «Северный речной вокзал» ГУП «Мосгортранс» Максим Лисов. В своем выступлении он отметил, что круизная сфера нуждается в масштабной поддержке государства – и опыт Москвы, в частности, работа с судоходными и туристическими компаниями, возрождение городом Северного речного вокзала (реконструированный СРВ был открыт в сентябре 2020 года), хорошо показывает, каких впечатляющих результатов можно добиться при такой поддержке.

«После ввода в строй СРВ и Южного речного вокзала (ЮРВ) у москвичей возрос интерес к реке и прогулочному флоту. Для многих стало открытием, что, купив путевки на теплоход, можно за одну неделю посетить все города знаменитого Золотого Кольца России, доехать до Казани и Астрахани», – отметил спикер. Во многом росту интереса способствовала городская реклама круизов и судоходных компаний в целом. В нынешнем году Москва вернула себе статус порта пяти морей, напомнил спикер. По его словам, СРВ – это отражение истории, а ЮРВ – отражение современности. Он также сообщил, что в нынешнем году в столице заканчивается работа с причалами. «Мы работаем со многими круизными компаниями в части зимнего отстоя, в части причаливания, на ЮВР размещается одна из остановок электрического речного транспорта, расположен музей транспорта». За счет этих двух инфраструктурных объектов, сказал спикер, мы не просто развиваем транспорт города и межрегиональное сообщение, а привлекаем людей и рассказываем им про реку в целом. В нынешнем году на оба речных вокзала пришли новые операторы. В 2020 году все городские причалы столицы были переданы в ведение столичного Департамента транспорта, и уже в 2021 году началось внедрение решений, которые планировались достаточно давно: прогулочные маршруты вошли в единую структурированную систему, они практически повторяют сетку городского транспорта, удобны и безопасны.

Спикер также рассказал «об одном из самых важных проектов в сфере речного транспорта в России, да и, наверно, в мире»: 20 июня нынешнего года в Москве запущен регулярный речной маршрут с электросудами и плавучими причалами. «Это удалось сделать на Москве-реке. Она достаточно сложная по изгибам, местами узкое русло, на ней ходит много судов. Это уникальный проект». В открытии маршрута, состоявшемся на СРВ, принимал участие президент России Владимир Путин. «Решения по круизному судоходству, принятые на Госсовете, очень важны, – подчеркнул спикер, – и для нас всех важно не упустить этот момент».

Максим Лисов обратил внимание слушателей на то, что в Москве активно застраиваются набережные, появляется большая агломерация – и важно соединить эти районы транспортом, который не создает пробок. «На реке четкое время – как в метро или у электрички. Речной транспорт не боится погоды – нынешний маршрут регулярный и круглогодичный. Зима ему тоже не помеха – все суда имеют соответствующий класс, на маршрутах будут работать ледоколы. В мире такого проекта нет».

Забота об инфраструктуре – это прежде всего задача властей города, региона, подчеркнул спикер: отдавать причалы в частные руки можно только при условии полного контроля государства. 

«Запас прочности СССР не вечен, – напомнил генеральный директор ТК «ГАМА» (Нижний Новгород) Дмитрий Галкин. По его словам, вкладывать деньги в старые суда с каждым годом становится все накладнее – нужна активная федеральная программа по строительству круизного флота с предоставлением компаниям выгодных условий по лизингу и кредитованию на приобретение новых судов. В своем выступлении он также упомянул о проблеме высокой цены за швартовку судов у причалов во множестве российских городов. «Города вкладывают колоссальные деньги в развитие инфраструктуры, а причалы при этом остаются в стороне. Они должны принадлежать городу, чтобы судоходные компании приходили туда с удовольствием», – считает он.

Председатель Комитета МТПП по туризму и гостиничному бизнесу, генеральный директор «Цезарь Трэвел» Сергей Абрамов в своем выступлении выразил надежду на то, что «подобные встречи позволят улучшить обстановку на реке – она не такая радужная, как бы хотелось». Он поднял вопросы пропускной способности водных путей и их состояния, неподготовленности ряда городов к приему судов, роста цен на топливо; рассказал о потребностях круизных компаний (восстановление разрушенных причалов, необходимость разнообразия экскурсионных программ в городах и т.д.), лучших практиках в круизной сфере. В заключение своего выступления он призвал коллег быть активными, не боясь последствий.

Реклама – двигатель круизов

Широкое обсуждение участников конференции вызвал вопрос рекламирования круизов. Директор по развитию компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова поделилась с аудиторией результатами проведенных опросов, согласно которым до 60% респондентов в Москве и Московской области ничего не знают о морских круизах. «Между тем за время одного круиза удается посетить до 14 городов – таким образом преподается живая история России. Круизами поддерживаются и малые города», – подчеркнула она, упомянув, что люди, один раз побывавшие на таком круизе, продолжают потом покупать путевки на них в течение долгих лет. Чтобы привлечь внимание к круизам («туризм – это впечатления»), необходимо правильно сформировать рекламный продукт, обратившись к опытным фотохудожникам. «Для привлечения людей к речным путешествиям важно показать им, какие красивые виды, интересные архитектурные объекты на берегах откроются им с борта теплохода», – подчеркнула спикер. Она считает необходимым создавать фото-, видео- и текстовые банки в регионах, которые они могли бы предоставлять для подготовки качественных рекламных продуктов, – однако регионы отвечают на это, что у них нет денег.

Участники конференции отмечали, что подобная работа не проводится практически ни в одном регионе, тогда как она должна вестись в постоянном режиме – по большому счету, это должна быть полноценная государственная политика. Для того чтобы вопрос продвижения попал в региональный бюджет, необходимо сформировать стратегию и государственную программу на федеральном уровне, напомнил слушателям министр экономического развития Астраханской области Мансур Гаджиев. «Денег в бюджете ограниченное количество, поэтому надо сформировать приоритеты, – отметил он. – Мы, регионы, не отказываемся от такого продвижения и затрат на него». Звучали предложения о том, что изобразительным контентом должны обмениваться туроператоры крупных городов; что необходимо разрабатывать интересные форматы для привлечения внимания журналистов; что единую стратегию продвижения круизного продукта необходимо выработать по всей стране; что в этой стратегии большую роль должны играть цифровые технологии (например, можно создать видеоигры с воссозданием исторической архитектуры и костюмов прежних эпох). «Необходимо актуализировать круизную концепцию, заложив в нее в том числе и вопрос продвижения».

Большая история малых городов

Возрождению судоходства на средних и малых реках России посвятил свое выступление доцент кафедры управления транспортом Волжского государственного университета водного транспорта, член Экспертного совета при Федеральном агентстве морского и речного транспорта Александр Лисин. Он отметил, что наибольшим предпочтением у целевой аудитории круизного туризма пользуются так называемые «маршруты выходного дня», и указал, какие факторы развития круизного туризма необходимо глубже исследовать в этой связи (состояние внутренних водных путей, оборудованных береговыми и плавучими навигационными средствами, наличие плана доуглубительных работ, наличие развитой береговой инфраструктуры для приема судов и т.д.). Далее спикер напомнил, что многие малые реки сегодня являются мелкими, следовательно для хождения по ним необходимы принципиально новые типы судов. Он отметил мультипликативный эффект такого туризма: с его развитием необходимо будет создавать попутные сервисы, связанные с обслуживанием и ремонтов таких судов, современные автобусные парки для обслуживания круизных туристов, внедрять цифровые системы, повышающие уровень обслуживания пассажиров, и т.д. «В нашем университете мы проработали потенциальные маршруты на малых реках в 23 регионах страны, общаемся с этими регионами на уровне департаментов туризма», – сообщил спикер и представил слушателям пилотный проект программы «Развитие малых рек России» – «Ветлуга – Сура».

Он рассказал про передовые решения в отрасли, которые нуждаются в тиражировании, – например, причалы с автоматической швартовкой, а также рассказал о проекте «Великий Волжский путь», включающий в себя 2800 рек длиной от 100 до 500 км, объединяющий 31 субъект РФ. «Главное – это инициативы и желание региональных властей!» – подчеркнул он в заключение своего выступления.

Генеральный директор компании по развитию скоростного судоходства «Водолёт» Никита Итальянцев представил современные типы судов, которыми располагает компания, ознакомил слушателей с итогами навигации 2021-2023 годов, особенностями маршрутов Великого Волжского пути и тематикой речных прогулок, раскрыл планы компании на навигацию-2024, в том числе на создание новых маршрутов.

Недалек тот час, когда пассажир будет самостоятельно формировать продукт, который интересен именно ему – покупать билеты путешествовать по реке от города к городу.

По состоянию на начало 2023 года круизными маршрутами охвачены 143 города в 36 субъектах РФ, задействованы 87 портов и причалов. В навигацию 2022 года в речные круизы отправились 320 тыс. туристов, а в экскурсионно-прогулочные поездки – 1,7 млн человек, при этом общий рост турпотока составил 30-35% по сравнению с 2021 годом, сообщил генеральный директор Фонда развития малых исторических городов Юрий Щегольков. Он напомнил, что все малые исторические российские города находятся на реках и нуждаются в развитии за счет водного туризма.

previous arrow
next arrow
Slider

Расширение наземных туристических программ на их территории будет увеличивать рынок круизного туризма (к тому же многие из них уже находятся на круизных маршрутах) и количество рабочих мест в целом. Спикер привел в пример начавшееся развитие в городах Мариинский Посад (Чувашская Республика), Лаишево (Республика Татарстан), Юрино (Республика Марий Эл) и т.д, а также высказал предложения по дальнейшему развитию этих городов и формированию рабочей группы для лоббирования их интересов на уровне Минэкономразвития РФ.

Новый пассажир – кто он?

Любая отрасль, планируя свое развитие, должна учитывать прогнозы на будущее. О том, каким будет турист через 10-20 лет и как изменятся его привычки, участникам конференции рассказал генеральный директор компании «Круиз. Онлайн» Денис Крейцберг. Он познакомил слушателей с последними изменениями на рынке круизных перевозок (взлет интереса к круизам по России, «омоложение» круизной аудитории, увеличение интереса к теплоходам класса комфорт, премиум и люкс, увеличение доли продаж круизов в онлайне после пандемии с 15 до 65%, рост круизного рынка на 30%, появление спроса на морские и тематические (театральные, гастрономические и т.д.) круизы, рассказал о новых экспедиционных маршрутах по Енисею, Оби, Иртышу, Байкалу, в города Выборг и Пермь, путешествиях к Северному полюсу, Камчатке и Курилам на туристических судах ледового класса. (Одной из лучших новостей для рынка спикер назвал идущее строительство девяти новых теплоходов класса премиум и люкс.) В ближайшие 10 лет туристы захотят совмещать в путешествии отдых и работу, делать больший акцент на спорт, пользоваться цифровыми гидами и альтернативными экскурсиями, шире взаимодействовать с организаторами туров посредством соцсетей, предупредил спикер.

Потенциал круизного рынка на ближайшие 10 лет составляет около 800 тыс. туристов – в два раза больше, чем сегодня. Турист будет планировать свое путешествие с помощью голосового помощника и оформлять необходимые документы в электронной форме.

Как повысить привлекательность круизного туризма и региональной туристской инфраструктуры для нового поколения клиентов? Этим вопросам посвятила свое выступление бизнес-консультант Юлия Иванова. Она отметила, что клиенты стали требовательнее и чаще высказывать свои впечатления в соцсетях, привела результаты соцопроса о том, что может испортить впечатление от круиза.

«Встаньте на место вашего пользователя, пройдите по его пути, определите “проблемы” и наметьте их решение, спроектируйте эти впечатления, – посоветовала она. – Клиент должен знать, что именно ожидать от вашей компании: бесплатный трансфер, халат или включенная в стоимость круиза ежедневная чайная церемония».  Она рассказала о необходимости формирования стандартов услуг, об организации работы с отзывами и о том, как изучать потребности гостей путем регулярного анкетирования. Спикер дала слушателям конкретные рекомендации по общению с клиентами, приведя примеры по «проектированию впечатлений».

Сегодня потребителю недостаточно просто товара или услуги – ему нужны эмоции. Личный опыт становится очень важен, впечатления составляют отдельный продукт. Компания может выделиться среди конкурентов, только наполнив свой продукт уникальными и незабываемыми впечатлениями.

Генеральный директор компании «Круизы & путешествия» Сергей Андреев рассказал о потенциале и резервах роста продаж, современных технологических решениях и подходах. Он отметил, что отдых в круизах является сегодня самым перспективным и растущим сегментом туристической отрасли РФ, и перечислил факторы, обуславливающие это утверждение (возможность за короткий период отпуска посетить сразу несколько городов и регионов в условиях комфорта, посетить такие уголки страны, куда путешествие другим путем было бы затрудненным или слишком дорогим по стоимости; без проблем путешествовать с семьей и т.д.).

Он акцентировал внимание слушателей на новых технологиях в продажах речных круизов, раскрыл возможности новых сервисов на опыте своей компании (онлайн-платформа бронирования индивидуальных туров, механизмы «Динамическое пакетирование», «Конструктор туров в режиме реального времени» и т.д.).

Начальник отдела маркетинга и связей с общественностью компании «Водоходъ» Алла Можарова выступила на тему «Продвижение и популяризация речных круизов в России. Как привлечь нового пассажира и повысить уровень осведомленности о круизах?» Она рассказала о том, как осуществлять маркетинговое планирование, работать над лояльностью и узнаваемостью бренда, выбирать каналы коммуникации, оценивать эффективность работы, выделила особенности маркетинга круизного бизнеса в нынешнем году, представила портрет современного туриста и его путь к бронированию, маркетинговую воронку и инструментарий; классифицировала коммуникационные сообщения и материалы, рассказала о подготовке рекламных креативов, digital-размещении и оффлайн-поддержке, анализе результатов и коррекции стратегии.

Как растить смену?

Заведующая кафедрой туризма и гостиничного дела АНО ВО Российского нового университета (РосНОУ) Марина Войт с сожалением отметила, что сегодня рассматриваемая профессия стала менее популярной, чем 10-15 лет назад. Она подчеркнула важность проведения профориентации со старшеклассниками, привела в пример интересные площадки для диалога с ними («Университетские субботы», Всероссийский открытый урок «Проектория», профориентационный проект «Билет в будущее» и т.д.), обсудила проблему со сдачей ЕГЭ для поступления на специальность «Гостиничное дело», привела в пример площадки для диалога со студентами колледжей и вузов (московский проект «Твой старт в туризме», программа молодежного и студенческого туризма и т.д.), рассказала о сетевой форме реализации образовательных программ.

Студентка четвертого курса направления подготовки «Гостиничное дело» Московского гуманитарного университета (МосГУ) Мария Будзяк рассказала о взаимодействии вузов и круизных компаний, трудоустройстве в целях удовлетворения спроса отрасли, дистанционном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Мастера гостеприимства», в котором студенты МосГУ получили грант, а также проекте «45 параллель». Спикер познакомила слушателей с различными видами студенческих практик по рассматриваемой на конференции специальности, в частности, с практикой в круизной компании «Мостурфлот».

Проблема подготовки специалистов вызвала оживленное обсуждение участников конференции. Было предложено, в частности, выработать единый план профориентационного сотрудничества со школами, усилить взаимодействие круизных компаний с вузами.

В заключение организаторы конференции пообещали продолжить обсуждение заявленной темы.

Оставьте комментарий