Закрыть

Связаться с нами



Профессионально-общественная аккредитация учебных заведений: итоги и перспективы

Профессионально-общественная аккредитация учебных заведений: итоги и перспективы

 

20 января 2023 года

В октябре 2021 года МТПП получила полномочия на проведение профессионально-общественной аккредитации (ПОА) средних специальных и высших учебных заведений от Фонда развития профессиональных квалификаций ТПП РФ (ФРПК). (Подробнее о проведении ПОА силами МТПП читайте в нашей статье «Рынки труда и образования сверяют часы».) 19 января Комитет МТПП по вопросам образования провел онлайн «круглый стол», где рассмотрел итоги проведения ПОА в 2022 году и перспективы развития этого направления в 2023 году.

«Мы, как представители работодателя, воспринимаем инструмент ПОА как безусловно необходимый и единственно возможный способ подтвердить актуальность работы учебных заведений с будущими сотрудниками успешных московских и российских компаний… – заявил, выступая на «круглом столе», вице-президент МТПП Александр Крутов. – В прошлом году, подводя итоги, мы получили достаточно высокую оценку и в стенах ТПП РФ, и от участников проектов, в которых работали наши эксперты».

По словам спикера, за 2022 год МТПП выдала учебным заведениям 20 свидетельств об успешном прохождении ПОА. Он также напомнил, что в рамках популяризации и развития каналов продвижения услуги по ПОА МТПП заключает соглашения с ведущими столичными вузами и колледжами – в 2022 году заключено около 10 таких соглашений. «Перспективы есть, они достаточно широкие, – подытожил спикер. – Мы надеемся на пополнение своего экспертного пула, в том числе за счет методистов средних или крупных компаний, которые понимают всю важность формирования трудового резерва, который подвергается сейчас самым большим стрессам, – а чтобы эти стрессы сглаживать, надо быть профессионалом. Надеюсь, что наша совместная работа и будет этому способствовать».

Профессионально-общественная аккредитация (ПОА) – это признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной образовательной организации, отвечающую требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Аналитик отдела методического обеспечения и правовой экспертизы ФГБУ «Росаккредагентство» Надежда Матюхина посвятила свое выступление значению процедуры ПОА и ее корреляции с государственной аккредитацией образовательной деятельности. Она продемонстрировала тесную взаимосвязь трех систем – системы образования, которая должна соответствовать установленным требованиям и отвечать запросам времени; системы управления образованием, призванной определять векторы его развития и своевременно принимать эффективные меры по его совершенствованию, – и системы оценки качества образования, чтобы получать объективные результаты и использовать их при выработке государственных и общественных мер по совершенствованию системы образования. Основные процедуры, призванные осуществлять оценку качества образования, установлены Федеральным законом об образовании – это государственная аккредитация образовательной деятельности, независимая оценка качества образования и ПОА образовательных программ. Каждая из этих процедур развивается по-своему. В последнее время колоссальные изменения произошли в процедуре госаккредитации – акцент в ней поставлен именно на качество образования, отметила спикер.

Государственная аккредитация образовательной деятельности и ПОА имеют точки пересечения – это добровольно-заявительный характер, программный уровень и нацеленность на оценку качества образования, в частности, ПОА определяет оценку качества на соответствие профессиональным стандартам и требованиям рынка труда. ПОА, как правило, предшествует госаккредитации и проводится по программам, уже имеющим выпускников.

Спикер особо подчеркнула, что в рамках госаккредитации той или иной учебной программы учебные заведения должны предоставлять не только свидетельства о получении ПОА, но и результаты, выявленные при ее проведении.

Спикер также представила требования к организациям, проводящим ПОА, обратив внимание слушателей на то, что иногда к внутренней оценке качества подготовки обучающихся привлекаются профсообщества, которые лишь отдаленно соответствуют профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, – этого следует избегать, отметила она. Внутренняя оценка должна проводиться на регулярной основе, а формы привлечения профсообщества быть разнообразными. «Высокое качество образования не бывает случайным, – подытожила спикер, – это всегда результат совместных и осмысленные стараний».

Как сообщил генеральный директор Фонда развития профессиональных квалификаций ТПП РФ Никита Первушин, в России сегодня разработано около 2000 профессиональных стандартов различных видов деятельности, и они продолжают разрабатываться. Спикер рассказал, какой путь проходят эти стандарты до принятия и как этот путь гарантирует их качество. «Квалификация работника целиком зависит от полученного им образования – и мы должны понимать, какого качества это образование… Сегодня выстроена хорошая система проверки качества на всех уровнях выхода продукта или услуги – остается совместно работать, обращать внимание вузов на еще не аккредитованные программы, на внедрение независимой оценки своей итоговой аттестации», – подытожил он.

Модератор мероприятия – председатель Комитета МТПП по вопросам образования, секретарь Аккредитационного комитета ТПП РФ по проведению процедуры ПОА образовательных программ, руководитель направления образовательных программ и ПОА Фонда развития профессиональных квалификаций ТПП РФ, Наталья Сапронова рассказала слушателям об особенностях проведения процедуры ПОА образовательных программ по методике ТПП РФ. «После проведения ПОА мы даем образовательному учреждению развернутый отчет с рекомендациями, в котором указаны сильные и слабые стороны организации. Этот отчет может быть учтен при внутренней оценке качества образования. Также мы помогаем образовательной организации заполнить структурированный, четкий отчет по самообследованию, который входит в состав итогового отчета ПОА и, по сути, представляет собой собранный пакет документов, с которым в будущем может работать любой квалифицированный эксперт. Для нас это важно, потому что нас тоже в любой момент могут проверить: за что именно мы выдаем свидетельства о прохождении ПОА, – объяснила спикер. – Как правило, один из факторов обращения к нам образовательных организаций состоит именно в этом – они хотят, чтобы фактически был проведен аудит той или иной образовательной программы и образовательной организации в целом».

Она напомнила об основаниях проведения ПОА ТПП РФ, о том, что федеральная Палата и МТПП включены в реестры Минобрнауки и Минпросвещения России, поделилась опытом проведения ПОА силами ТПП РФ, подчеркнув, что оно охватывает программы всех уровней – и высшее, и среднее профессиональное, и дополнительное профессиональное образование, и профпереподготовку, и повышение квалификации по всем укрупненным группам специальностей – с учетом специфики образовательной организации.

«Мы предоставляем возможность оценить качество как самой программы внутри образовательной организации, так и на рынке. Иногда программа бывает хорошая, но дети на нее не идут. Мы стараемся выявить ее сильные стороны и помочь, если не хватает экспертной оценки работодателей. Мы стараемся акцентировать внимание на том, что могло бы “зацепить” внешнюю сторону», – отметила спикер. Она рассказала, на каких принципах основана методика проведения ПОА, какие ключевые задачи она призвана решать, а также об опыте взаимодействия ТПП РФ и МТПП по этому вопросу. Далее спикер познакомила слушателей с участниками системы ПОА в рамках методики ТПП РФ, сроками и регламентами проведения ПОА, а также с критериями оценки образовательных программ, особенностями оформления результатов ПОА и принятия решения о ПОА. В заключение спикер уделила внимание итогам проведения ПОА силами ТПП РФ за 2020-2022 годы и перспективам ее развития на 2023 год.

Вице-президент МТПП Владимир Мохте сделал доклад на тему «Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, дополнительных профессиональных программ, реализуемых образовательными организациями среднего профессионального образования: итоги 2022 года и перспективы развития в 2023 году». Как объяснил спикер, учреждения среднего профобразования постепенно становятся профессиональными партнерами МТПП – для них, в частности, организуются различные мероприятия с участием работодателей, конструктивный диалог с которыми необходим учебным заведениям. Нередко после проведения ПОА частные образовательные учреждения сами вступают в члены МТПП.

Первый проректор Московского университета им. А.С. Грибоедова Наталья Автионова и куратор проектов по развитию образования Московского психолого-социального университета Алла Бабий познакомили слушателей с опытом взаимодействия с МТПП в рамках проведения ПОА.

 

Оставьте комментарий