Закрыть

Связаться с нами



Успеху в социальном бизнесе помогут юридические знания

Успеху в социальном бизнесе помогут юридические знания

26 апреля 2024 года

Под социальным предпринимательством подразумевается бизнес, деятельность которого направлена на решение социальных проблем граждан и общества. Прибыль, выручка, стоимость акций – «краеугольные камни» для традиционного предпринимателя – для социального являются лишь средством достижения благородных социальных целей. 24 апреля в Московской торгово-промышленной палате прошел круглый стол «Поддержка социально-ориентированного молодёжного предпринимательства. Успешные проекты и программы города Москвы», организованный Комитетом МТПП по социальному предпринимательству и поддержке социальных программ. Цель мероприятия – помочь социальным предпринимателям повысить свою юридическую грамотность, чтобы с помощью этих знаний работать еще успешнее.

Как отметил в своём выступлении основатель и генеральный директор Konnov media Андрей Коннов, молодое поколение занимается благотворительностью по велению души, по убеждению. Между тем, частично это направление еще и является модным в молодёжной среде. Но для каждого предпринимателя важна реклама, продвижение, а некоммерческие организации обладают огромной медийной силой. Спикер привел примеры социальных акций, которые имели большой резонанс как в интернете, так и в традиционных СМИ: выгул собак из приютов, бронепробег «Дорога мужества», различные рекорды (например, по изготовлению самого большого количества гурьевской каши).

Сопредседатель Комитета МТПП Виктория Владимирова рассказала о важности самоопределения молодых людей в профессии. Она отметила, что в подростковом возрасте, когда молодому человеку необходимо принимать решение – в каком направлении двигаться дальше, он испытывает натиск множества факторов; при этом собственные наклонности и устремления не всегда играют главную роль.

На раннюю профориентацию школьников, которые хотят избрать себе путь юриста, в первую очередь направлена программа проекта Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве «Молодежная школа юриста» (МШЮ). Как рассказал наставник проекта Алексей Иванов, в юном возрасте при выборе профессии ребята ориентируются на яркие личности. Программа позволяет понять школьникам – нравится ли им, то, чем занимаются юристы, вдохновляет ли их юриспруденция. Помимо этого, программа ориентирована на формирование юридической грамотности учащихся. Пока проект реализуется в трёх регионах, в том числе Москве и Казани. «Мы стараемся привлекать спикеров, которые могут “зажечь” детей», – рассказал Алексей Иванов. Он пригласил участников мероприятия попробовать себя в качестве спикеров программы, отметив, что, со своей стороны, организаторы проекта стараются «подсветить» преподавателей на различных информационных ресурсах.

Тему юридической грамотности предпринимателей (как начинающих, так и опытных), работающих в сфере креативных индустрий, продолжила вице-президент IP CLUB, доцент кафедры интеллектуального права МГЮА Александра Ёрш. Она с сожалением констатировала, что «дизайнеры ничего не знают об авторском праве». При этом, по её словам, в России авторское право работает – и «это одно из лучших законодательств в мире». Спикер отметила, что идея и концепция, пока они не овеществлены, правом не охраняются. Авторское право возникает сразу же после создания произведения. Но его нужно персонифицировать. Когда произведение выходит в общественное пространство, рано или поздно право может быть нарушено и в этом случае необходимо доказать, что автор является правообладателем того, что скопировано или подделано. Александра Ёрш рассказала, что есть несколько способов подтверждения своего авторского права: «метод дурака» – можно отправить самому себе письмо, бандероль или посылку с вложенным туда объектом права, но не вскрывать его. Тогда почтовый штемпель подтвердит дату создания объекта. Можно удостоверить объект у нотариуса, но это достаточно дорогое удовольствие. Еще один способ, который сейчас развивается на нескольких платформах, – цифровое депонирование. Однако, как отметила Александра Ёрш, для суда только депонирования чаще всего недостаточно, он требует от автора еще и исходники. А маркетплейсу депонирования вполне хватит для того, чтобы в случае появления подделки заблокировать нарушителя. Если же объектом авторского права является изобретение, полезная модель или промышленный образец, то необходимо получить патент. При этом, эксперт подчеркнула, что пока не будет получен этот документ, не стоит о нём рассказывать в прессе или в соцсетях. «Изобрели – молчите», – заявила Александра Ёрш, поскольку при проверке правообладания выясняется наличие упоминаний об изобретении.

Адвокат Юлия Марченко поддержала идею необходимости проведения юридического ликбеза для молодых предпринимателей. Она отметила, что молодой бизнесмен должен ориентироваться в основах законодательства, понимать его структуру. Главные разделы: организационно-правовые основы бизнеса, налогообложение и его варианты, основы договорного сопровождения деловой активности, ответственность (включая уголовную) за основные правонарушения при ведении предпринимательской деятельности – это та база, освоив которую, можно начинать своё дело.

Основатель консалтинговой группы по привлечению финансирования для инновационных проектов Денис Качалов посвятил свое выступление «основам грантоедения» и рассказал молодым предпринимателям, как и зачем брать деньги у государства. «Грантоедение – это стратегия субъекта предпринимательства, представляющая из себя процесс по привлечению на регулярной основе проектного финансирования, зачастую государственного». Он отметил, что многие начинающие бизнесмены недооценивают возможности, которые предоставляют грантовые деньги. Спикер рассказал об основных проблемах, возникающих при попытках получить грант, среди которых неспособность правильно рефлексировать происходящее внутри и вовне проекта события, низкий уровень систематизации бизнес-процессов и коллективного интеллекта проекта. При этом директор Фонда и главный редактор журнала «Жизнь с ДЦП», продюсер и руководитель Экспертного совета по ОВЗ Людмила Соловьева, Фонд которой неоднократно выигрывал гранты на разных уровнях, отметила, что самое сложное в грантовой поддержке – это отчитаться по итогам исполнения проекта.

В ходе круглого стола его организаторы отметили, что поднимаемые темы достойны отдельного подробного обсуждения на площадке МТПП с приглашением как опытных экспертов, так и молодых предпринимателей, которым необходимы знания и опыт старших товарищей.

Оставьте комментарий