Закрыть

Связаться с нами



Артем Далевич: «Сегодня только младенец не знает, что такое интернет! Просто потому, что еще не успел узнать»

Самый инновационный вице-президент МТПП Артем Далевич — о цифровизации для гильдий и экономике будущего, об опытных начальниках и молодых коллегах, о недостатках «одного окна» и полном уходе властных структур в онлайн.

— Артем, вам 27 лет. Мы, наверное, не ошибемся, если отметим, что вы самый молодой вице-президент не только МТПП, но и всех российских ТПП, и даже торгово-промышленных палат всего мира. Как вам работается с таким знанием, ощущением?

— Как обстоят дела в мире я не знаю, но в России я точно самый молодой. Это очень ответственно. Мне на своем примере нужно показать, что молодым можно доверять, и если поручить им важную работу —  то они с ней справятся как минимум не хуже, чем старшее поколение. Понимаю, что к факту моего возраста есть дополнительное пристальное внимание, знаю как непросто работается другим молодым лидерам торгово-промышленных палат в России. У нас есть очень молодые президенты ТПП: Тамбовской областной палатой руководит Елена Воронина, президент ТПП Нижегородской области — Иван Разуваев, ему 30 лет… Мы с ними как раз недавно обсуждали с какими трудностями сталкивается молодой руководитель.

— И с какими?

— Приходится доказывать тем, кто опытнее и старше, что с тобой можно говорить на равных, как с партнером. А не как учитель с учеником или папа с ребенком. В этом главная сложность — каждый день отстаивать свое право на то, что я тоже могу иметь компетентное мнение, несмотря на меньший опыт.

— Получается?

— В некоторых вопросах на все 100 процентов! Я свою нишу нашел — это цифровая экономика, благо у меня практически вся жизнь была ей посвящена: школа, вуз, первый рабочий опыт в собственных проектах, да и в работе по найму я тоже работал с вопросами цифровизации и онлайн маркетинга. Все, чем я занимался, связано с цифровой экономикой, и этом вопросе — я уверен, что точно могу быть более компетентен, чем ряд коллег с большим возрастом и опытом.

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

— Ваши коллеги, зачастую годятся вам не только в отцы, но даже в дедушки. Если бы вам пришлось объяснять дедушке, что такое цифровизация — какие слова вы бы подобрали?

— А я ему это уже объяснил.  Два года назад, когда пришел в МТПП работать советником президента. Но для начала мне пришлось объяснить дедушке что такое торгово-промышленная палата и чем она занимается, а с цифровой экономикой мне было уже гораздо проще. Тем более, что наши СМИ сейчас все популярно объясняют, а дедушка очень любит читать прессу. Цифровая экономика — это же национальный проект, о нем говорят много и дедушка в теме. А цифровизация в бизнесе — это процесс, при котором бизнес начинает активно использовать (или разрабатывает новые) цифровые решения, чтобы снизить издержки и повысить эффективность работы. Можно объяснить еще более простым языком: цифровизация — это использование компьютерных программ и математических методов для того, чтобы работать лучше, чем раньше.

— Артем, вы знакомы с людьми, которые не знают, что такое компьютер, интернет?

— Нет. Я таких людей не встречал. Если только это младенец, который пока просто не успел узнать.

— Ну предположим, что такой человек нашелся и пришел к вам с каким-то вопросом. Как вы будете общаться?

— Ну, язык у нас один, поймем друг друга точно. Просто у него другие потребности, другие цели и задачи, и не все решения, которые я могу предложить, для него применимы.

— Ну, например, что вы можете предложить конкретному кондитеру 65 лет, который печет круассаны и открыл свой магазинчик. Ему зачем цифровиазация?

— Вот ему цифровиазация необходима в первую очередь! Если он хотя бы добавит свой бизнес на цифровые карты — Яндекс, Гугл, еще какие-то сервисы с геолокацией — то люди проезжающие мимо, использующие навигатор, будут на карте видеть его пекарню, магазин. Или парень с девушкой будут прогуливаться, а она круассанов захочет. Парень войдет в приложение на телефоне и увидит, что неподалеку есть как раз такое местечко. Там же, в приложении, можно оставлять отзывы, по которым будет ясно хорошо ли наш кондитер справляется со своим ремеслом или не очень. Вообще, любой бизнес, который географически привязан к конкретной точке надо начинать с геосервисов, а как освоится — можно и в Инстаграмм страничку завести.

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

— Нужно ли, в принципе, современным предпринимателям объяснять необходимость продвижения своих товаров и услуг в интернете?

— Я общаюсь в основном с теми, кто уже осознал эту необходимость и ищет подходящие решения по оцифровке своего бизнеса. Или же с теми, кто как раз такие решения предлагает. У Палаты нет задачи пропагандировать использования цифровых технологий, это личное дело каждого. К тому же рано или поздно все равно все придут к цифровой экономике, другой у нас не останется. Но кто постиг ее раньше — тот и имеет конкурентные преимущества, а кто до сих пор тормозит — будет менее конкурентоспособен. И наша задача помочь тем, кто решил — да, пора выходит в онлайн. Мы подберем методы и инструменты, которые  подходят им больше всего для такого выхода, сведем с теми партнерами, которые предоставляют такие методы и инструменты. Вот это прямая задача МТПП, как платформы, на которой предприниматели знакомятся и начинают взаимодействовать друг с другом.

— Хорошо, что члены Палаты такие сознательные — сами приходят за советом, ничего им объяснять не нужно. А руководству МТПП долго пришлось объяснять необходимость приобщиться к новому, прекрасному миру цифровизации?

— Надо отдать должное Президенту МТПП — он сразу понял о чем идет речь, он был уже погружен в тему цифровизации бизнеса, поэтому единственный момент, который мне пришлось проговорить , что торгово-промышленным палатам  в принципе пора переходить к моделям цифровой платформы, потому что наступает их эпоха, за цифровыми платформами — такими как Убер, Гугл, Майкрасофт — будущее! И если мы не успеем это сделать, то МТПП будет гораздо сложнее в 21 веке развиваться как организации. Это и был тезис, который я защищал, но надо сказать, что насильно убеждать руководство не пришлось. Даже складывалось ощущение, что и президент, и вице-президенты уже были готовы к таким изменениям, им просто нужно было преподнести проект, который можно доработать и развернуть на базе МТПП.  Вот над этим проектом я и работаю сейчас, вывести деятельность МТПП в онлайн полностью — моя основная задача.

— Мы сейчас говорим о «Бизнес-маркете», сайте, где члены ТПП разных городов, регионов, стран могут обмениваться своими товарами и услугами?

— «Бизнес-маркет» является только частью этого проекта, это одно из воплощений идеи о том, как Палата может существовать в виде цифровой платформы. Если конкретно, то сегодня мы работаем над проектом «Электронная палата», который поможет ТПП всех регионов более эффективно взаимодействовать друг с другом. Также разрабатываем свою CRM-систему по контролю за членской базой, за отслеживанием мероприятий, она должна помочь нашим сотрудникам оптимизировать многие процессы. Все это и еще несколько других проектов и будут глобальным выводом МТПП в цифровую эпоху. Очень важно, чтобы наша Палата вписалась в цифровую систему столицы, которую создает правительство Москвы.

— Цифровая система столицы? Это еще что за «зверь»?

—  Начну издалека: я никогда не верил в модель «одного окна». Невозможно создать «окно», через которое можно решить все проблемы москвича — от развития бизнеса до устройства ребенка в детский сад. Сайт госуслуг работает, да, но это не «одно окно», круг решаемых там  вопросов ограничен… В институте у нас ходила одна шутка: собираются программисты и говорят — сейчас в программировании 100 стандартов, это сложно, давайте придумаем один, который будет учитывать плюсы всех ранее разработанных стандартов. Отлично! Собираются через год — слушайте, у нас сейчас 101 стандарт, давайте придумаем один, который заменит все предыдущие… Так и с «одним окном» — каждый год добавляются новые сервисы, которые никак не интегрируются с уже существующими. Поэтому правительство работает над новой цифровой моделью Москвы. Это сеть, где каждая точка входа может являться точкой входа по любому вопросу, сеть сама простроит грамотный маршрут пользователя до искомой цели. Например, на сайт МТПП предприниматель может зайти с вопросом о мерах городской поддержки бизнеса и плавно, переходя по ссылкам, окажется на других ресурсах, которые дадут точный ответ на его вопрос. И наоборот — с  любого другого сайта человек, интересующийся работой гильдий МТПП может оказаться на сайте нашей Палаты или вашего журнала, например.

При этом, сделать новые «кликабельные» кнопки на сайте — это только три процента всей работы!  Огромные проблемы существуют с доступом к базам данных различных городских ведомств, учреждений и организаций, властных структур. Пока по запросу конкретного человека невозможно сформировать маршрутизатор, который выведет его именно туда, где он получит ответ на свой вопрос —  на этом пути все равно упрешься в закрытую базу. К сожалению, вопрос интеграции разных порталов, у которых разные владельцы, не решится ни в этом году, ни в следующем. Но рано или поздно все мы обязательно станем частью новой цифровой системы!

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

— Что ж, если невозможно заглянуть в будущее — давайте вернемся в прошлое: как же все-таки стать советником президента МТПП в 24 года?

— У меня сложилось впечатление, что сначала мне предложили эту должность, а потом узнали сколько мне лет. Возможно сработало то, что я всегда скрывал возраст, старался выглядеть и вести себя как более взрослый человек… Ну, а когда тайна возраста раскрылась, я уже на деле доказал, что могу быть полезен. Вообще, мое взаимодействие в МТПП началось, когда я, будучи владельцем собственного бизнеса, стал членом Палаты и начал участвовать в работе Комитета по развитию молодежного предпринимательства.  Бизнес мы организовали вместе с однокурсниками с факультета «Прикладная математика» Московского авиационного института.  Это был айтишный стартап, потом мы открыли диджитл-агентство… Однажды меня посетила идея создания платформы для предпринимателей  — работающей по принципам промышленной кооперации, только оцифрованной. Когда одна компания использует ресурсы другой для выполнения своей собственной задачи. С этим проектом я пришел в Палату, сказал, что хочу опробовать идею за свой счет на базе МТПП и ее членов.

— То есть, на место вице-президента изначально не метили?

—  Честно говоря, я, как любой бизнесмен, рассчитывал заработать на сотрудничестве с Палатой. Но на каждой следующей встрече с руководством МТПП идея дорабатывалась, адаптировалась под реалии Палаты, много раз переформатировалась… К тому моменту, когда мы пришли с презентацией к президенту МТПП, проект уже назывался «Цифровая палата», и меня пригласили заняться его разработкой вплотную. Вот так я и стал советником президента, а затем и вице-президентом МТПП.

— Артем, в последнее время заметна тенденция: на базе МТПП компании активно объединяются в профессиональные сообщества — гильдии. Вместе предпринимателям легче не только разбираться с сегодняшними проблемами, но и идти в будущее. В цифровую экономику тоже проще идти сообща?

— Любую задачу удобно решать в кооперации с кем-то, а не в одиночестве. Если предприниматель столкнулся с проблемой, то он понимает, что существуют компании, которую эту проблему уже решили. В контексте цифрового развития естественно лучше обратиться к тем, кто сейчас как и вы находится в стадии оцифровки, кто ищет новые решения по оптимизации, внедряет новые цифровые решения в своем бизнесе. Если ваши коллеги сделали себе отличный новый сайт, то всегда проще спросить у них контакты разработчиков, чем искать самому, наступая на «грабли».

Такая взаимовыручка и солидарность предпринимателей, конечно, помогает в работе и отставляет на задний план вопросы конкуренции. Столкнувшись с общей проблемой, конкуренты зачастую становятся партнерами. Это и есть принцип объединения по гильдиям — когда компании, работающие на одном и том же рынке, фактически являются конкурентами, но, вступив в профессиональное сообщество, становятся сильнее. Например, объединившись,  компании могут вытолкнуть с рынка непорядочного участника.

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

— А есть ли профессиональные сообщества, которым не нужна цифровиазация? Ну вот, например Гильдия производителей и поставщиков подшипниковой продукции — у них система работы отлажена десятки лет назад, зачем им и интернет?

— По моим наблюдениям в цифровизацию стремятся все, кто-то с большим успехом, кто-то с меньшим. Например, в Гильдии производителей, поставщиков и специалистов индустрии дизайна цифровая трансформация рассматривается в контексте онлайн сервисов, которые доступны для самих дизайнеров. Они ищут возможности в упрощенном виде онлайн  запатентовать свою разработку, защитить свою интеллектуальную собственность, собираются создавать платформу по обмену работами между дизайнерами, где смогут совместить свои усилия в работе над каким-то общим проектом.

Та же оцифрованная промышленная кооперация — обмен ресурсами через онлайн-платформу — безусловно пригодится и производителям шарикоподшипников, чтобы торговать своей продукцией, привлекать к сотрудничеству партнеров…  Не существует такого вида деятельности человека, где цифровизация не пригодилась бы вовсе. В любой отрасли ее можно применить и она обязательно повысит эффективность и продуктивность работы.

— Было бы желание?

— Было бы понимание того, как это правильно сделать. А у кого понимания пока нет — добро пожаловать в Московскую торгово-промышленную палату, мы поможем!

Оставьте комментарий