«Армения" vs "Сибирь» - «Московская гильдия»
«Армения» vs  «Сибирь»

В МТПП  прошло заседание рабочей группы по вопросам реставрации и хранения художественного полотна «Сибирь». На этом собрании Комитет МТПП по обеспечению оборота культурных ценностей, сохранности культурного наследия и меценатства выступил в непривычной для себя роли рефери в затянувшемся споре между Департаментом культурного наследия города Москвы (Мосгорнаследие) и арендаторами знаменитого павильона № 68 «Армения» на ВДНХ.

Эта история уходит корнями в 2003 год, когда торговое представительство республики Армения получило в аренду одно из красивейших зданий столичной Выставки достижений народного хозяйства, а вернее – еще в 1954 года, когда на ВДНХ был построен павильон «Сибирь», позже носивший имена «Сельское хозяйство РСФСР», «Топливная промышленность», «Армения». Все эти годы художественное плотно «Сибирь» размером 6 на 9 метров торжественно украшало главный вход в здание.

«В 2003 году мы получили этот павильон с износом 72%, он был практически разрушен, — рассказал торговый представитель республики Армения в Российской Федерации Карен Асоян. – Долгие годы мы его восстанавливали, практически отстроили заново. Сегодня там располагается как музейная экспозиция, так и выставка-ярмарка товаров, производящихся в Армении». Все вроде хорошо, однако недавно Мосгорнаследие выяснило, что арендаторы хоть и исполняют охранные обязательства, но не до конца – про полотно «Сибирь», которое должно было быть отреставрировано еще в 2016 году, все забыли.

И если раньше арендаторы сетовали на нехватку времени и средств в связи с творящемся вокруг павильона хаосом всеобщей реконструкции ВДНХ, то теперь задаются другим вопросом: а место ли картине «Сибирь» в павильоне «Армения» в принципе? «Я считаю, что сейчас условий для хранения полотна в павильоне нет», — заявляет Карен Асоян.

«Есть! А если нет – обязаны создать, согласно охранным обязательствам, которые на себя взяли», — отвечает Юлия Логинова, советник руководителя Департамента культурного наследия города Москвы. По ее словам, в схожем положении оказались павильоны «Кыргызстан», «Белоруссия», «Металлургия», «Химия» — в каждом из них есть художественные полотна 60-летней давности, которые арендаторам удалось сохранить и реставрировать. «Картина должна остаться на своем историческом месте», — уверена Юлия Логинова.

И не сказать, что арендаторы «Армении» категорически против «Сибири», но обжегшись на молоке, теперь дуют на любую воду.

Дело в том, что для начала работ по реставрации надо заказать огромное комплексное исследование самого холста, подрамника, стены (с двух сторон) на которой висит картина…

И они уже заказывали, оплачивали (эти работы проводятся за счет арендаторов), но выводы экспертов не устроили Мосгорнаследие, а без их согласования к реставрации приступить невозможно.

В общем, запутанная история, разобраться в которой взялась Московская торгово-промышленная палата. «Наша задача – оказать содействие торгпреду Армении в России и помочь разработать такое техническое задание на реставрацию картины, которое удовлетворило бы все стороны и отвечало бы всем требованиям и Мосгорнаследия, и арендодателей — администрации ВДНХ, и самих арендаторов, — подчеркнул Александр Елисеев, председатель Комитета МТПП по обеспечению оборота культурных ценностей, сохранности культурного наследия и меценатства. – По нашим расчетам эта работа будет завершена в марте 2019 года и в следующем году арендаторы павильона «Армения» выполнят свои охранные обязательства в полном объеме».