Вот уже 10 лет авиапассажиры передвигаются по миру без бумажных документов, подтверждающих право на полет. Поначалу было страшно, подстраховывались, распечатывая таки электронные билеты, складывали по привычке распечатки в специальные файлики, судорожно доставая их на стойках регистрации на рейс… Но ничего, освоились и стали полноценными пользователями цифровых технологий. Теперь этот же пусть предстоит пройти грузовым авиаперевозчикам — начать новую жизнь, без бумажных накладных и многочисленных печатей и штампов.
Как пояснила представитель Минтранса РФ Екатерина Сухарникова, внедрение единой национальной электронной накладной стало возможно после недавнего присоединения России к Монреальской конвенции, которая регламентирует международные авиационные пассажирские и грузоперевозки. «Электронная форма грузовой накладной наконец создана и сейчас проходит регистрацию в Министерстве юстиции», — заявила Екатерина Сухарникова.
Между тем, по словам руководителя грузового департамента IATA Глина Хьюза, сегодня уже порядка 56% всех грузовых авиаперевозок в мире осуществляется про электронным накладным.
«В условиях, когда объемы грузоперевозок последние несколько лет стабильно растут — в среднем на 9% ежегодно — Россия не должна отставать, необходимо как можно скорей перейти на безбумажные технологии».
![](https://mosgildia.ru/wp-content/uploads/2018/09/Hyuz.jpg)
Глин Хьюз
руководитель грузового департамента IATA
Было бы неправильным сказать, что до сих пор российские авиаперевозчики не предпринимали попыток внедрения цифровых технологий в своей работе. Напротив, отдельные авиакомпании разработали и используют на своих рейсах собственные электронные накладные. Так, у Аэрофлота этот проект называется «Смарт Карго». «Учитывая, что Аэрофлот оформляет более миллиона накладных в год, переход на безбумажный документооборот нам просто жизненно необходим!», — подчеркнул Олег Королев, директор департамента грузовых перевозок Аэрофлота.
О положительном опыте работы с электронными накладами рассказал и Дмитрий Саличев, представитель авиакомпании Emirates, которая успешно применяет собственную электронную систему грузоперевозок «SkyCargo». «Ровно год назад мы провели полностью безбумажный рейс, отправили самим себе собственный груз на собственном самолете, — рассказал Дмитрий Саличев. — К сожалению, этот рейс состоялся только потому, что никаких других компаний, кроме Emirates, в нем не участвовало».
Именно потому, что в грузоперевозках задействовано сразу несколько фигурантов — авиакомпания, получатели и отправители грузов, таможня, наземные службы аэропорта и другие — попытки внедрения электронного документооборота пока выглядят как «слаженная» работа лебедя, рака и щуки из известной басни. «Введение единой национальной электронной накладной существенно поможет всем участником процесса, — подчеркнул представитель Аэрофлота Олег Королев. — Мы точно перейдем на нее как можно скорее!»
Надо отметить, что из всех служб, участвующих в грузоперевозках на авиатранспорте, сегодня лишь таможня частично готова к переходу на цифровые технологии.
«Мы тоже хотим уйти от бумаги и готовы запрашивать у грузоперевозчиков электронный, а не бумажный пакет документов. Мы уже используем в работе электронные накладные и уверены, что единый формат этого документа, разработанный в Минтрансе, ускорит и упростит нашу работу».
![](https://mosgildia.ru/wp-content/uploads/2018/09/Stepin.jpg)
Максим Степин
представитель таможни аэропорта Домодедово
По словам эксперта, переход на электронный документооборот может сократить время прохождения таможенного контроля с 4 до месяцев до… 4 часов! Однако, как отметил Максим Степин, в цепочке партнеров есть структуры, которые совершенно не готовы отказаться от бумажных накладных: «Это и пограничники, и санэпидемнадзор и сельхознадзор и многие другие… Пройдет еще как минимум лет 12, прежде чем все службы смогут интегрироваться в процесс работы с цифровыми технологиями». Пока же, как подчеркнул директор Международного логистического клуба Геннадий Зубаков, «необходимость ставить синий штамп на бумаги о прибытии и убытии груза, дискредитирует всю систему цифровизации в грузовых авиаперевозках».
Председатель Гильдии логистических операторов МТПП Светлана Домнина отметила, что гильдия занимается этой проблемой вот уже 15 лет — почти столько же, сколько Россия не могла ратифицировать Монреальскую конвенцию и стать полноправным участником процесса международных авиаперевозок. В течение всего этого времени на площадках МТПП встречались и плодотворно общались представители транспортных компаний, грузовладельцев, складов и других организаций, заинтересованных в усовершенствовании работы по грузоперевозкам. «Сегодня, когда единая электронная накладная вот-вот начнет применяться повсеместно, и мы видим, сколько еще вопросов нам предстоит решить — мы приглашаем всех вас к новым встречам и продуктивному взаимодействию!», — резюмировала Светлана Домнина.