Закрыть

Связаться с нами



Предотвратить банкротство – это реально

Предотвратить банкротство – это реально

По данным опроса Центра стратегических разработок (ЦСР), проведенного в начале апреля, около 30% российских предприятий опасаются угрозы банкротства вследствие нынешнего «коронавирусного» кризиса и, по прогнозам, их число будет расти. В этой связи перед предпринимателями особенно остро встает вопрос: можно ли уберечься от банкротства и какими средствами? На него отвечали участники онлайн-заседания на тему «Антикризисный план для защиты от банкротства и субсидиарной ответственности». Мероприятие было организовано Комитетом МТПП по вопросам разрешения долговых споров и укрепления платежной дисциплины, Рабочей группой по финансовой безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности и Ассоциацией «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Меркурий».

Как правильно воспользоваться мораторием

В начале апреля Правительство РФ ввело полугодовой мораторий на возбуждение дел о банкротстве компаний по заявлению кредиторов. С его деталями слушателей ознакомил председатель Совета некоммерческого партнерства саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Меркурий», руководитель Рабочей группы по финансовой безопасности Комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ Артур Трапицын.

Мораторий, введенный постановлением Правительства РФ №428 от 3.04.2020 года, касается как компаний, так и индивидуальных предпринимателей – представителей отраслей, признанных наиболее пострадавшими в условиях ухудшения ситуации, связанной с распространением COVID-19. Соответствующие списки с кодами ОКВЭД представлены на сайте ФНС России. Это, в частности, авто- и авиаперевозки, культура, физкультурно-оздоровительная деятельность, туризм, гостиничный бизнес, общественное питание, организация конференций и выставок, сферы досуга и развлечений, бытовых услуг и т.д.

В период действия моратория приостанавливаются многие обязанности должника, в том числе ответственность по уплате пеней, штрафов, обязательных процентов по договорам, а также необходимость обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.

Также приостанавливается исполнительное производство, хотя уже наложенные аресты имущества не снимаются, чтобы не позволить должнику в этот период произвести вывод активов.

«Мораторий является реабилитационной процедурой для предприятий и может позволить им пережить данную ситуацию, но здесь есть ряд тонких моментов», – отметил Артур Трапицын. Главный из них заключается в следующем: на входе в процедуру моратория никакого фильтра нет – но в течение его и после его окончания ничто не запрещает кредиторам обратиться в суд, если они считают, что предприятие-должник не подпадает под данный мораторий в силу каких-либо обстоятельств или имеются доказательства того, что финансовое положение должника не пострадало. Если последний необоснованно воспользовался положениями моратория и не выполнил своих договорных обязательств, к нему могут быть применены и субсидиарная ответственность, и иные штрафные санкции, предусмотренные законодательством. Поэтому, подчеркнул Трапицын, к составлению своих антикризисных планов необходимо подходить очень внимательно.

Нюансы антикризисного плана

Основатель финансово-юридического проекта «Профит» Рита Каргина представила кейс и на его примере ознакомила слушателей с алгоритмом создания антикризисного плана для производственного предприятия. «Кризисная ситуация требует от предприятия радикальных действий, нестандартных решений. Основной параметр, который играет против предприятия на данном этапе, – это время, – отметила она. – Чем дольше руководители собираются с мыслями для начала каких-либо действий, тем больше на предприятии накапливается убытков». По ее словам, компании важно своевременно выстроить систему финансового планирования – главную составляющую «иммунитета», которая позволяет выжить в кризисной ситуации. Руководителям предприятия нужно всегда отслеживать затраты, чтобы понимать, как снизить их в сложные времена; обладать реальными ликвидными активами, благодаря которым можно выпустить продукцию с минимальными вложениями; иметь запасы сырья и комплектаций («предприятие, которое заботится о своем состоянии, создает активы под возможный период спада – 1-2 месяца, в течение которых придется держаться на плаву», – отметила докладчик); разработать разумную систему оплаты труда – не фиксированной, а переменной, которая зависит от объемов продаж и выпуска. Кроме того, предприятие должно создавать фонды и резервы под различные «форсмажорные» ситуации.

Как снизить риск субсидиарной ответственности

Основатель проекта «Встречи юристов», лауреат премии «Земляк года» Ольга Батурова рассказала о значении антикризисного плана и дала рекомендации по снижению риска привлечения к субсидиарной ответственности. Именно наличие грамотно обоснованного антикризисного плана, подчеркнула она, помогает руководителю избежать ответственности за неподачу заявления о банкротстве.

Даже когда есть формальные признаки банкротства, закон и практика защищают руководителя, если он разумно действует в интересах своей компании.

Батурова привела несколько примеров, когда активная позиция директоров компаний, их стремление договориться с кредиторами и контрагентами, изыскание возможностей для выплаты зарплаты своим сотрудникам послужили убедительными аргументами для судей и позволили им на законных основаниях не привлекать подсудимых к субсидиарной ответственности.

Докладчик перечислила несколько моментов, на которые руководителям компаний целесообразно обратить особое внимание в кризисный период. В частности, следует избегать резкого вывода активов, снятия денежных средств со счетов, потери документов (в последнем случае нужно немедленно предпринять активные действия по их восстановлению). При необходимости продать активы – непрофильные или высвобождаемые в текущей ситуации – следует грамотно оценить эти активы и соблюсти все процедуры, связанные с согласованием сделки. Целесообразно стараться избегать совершения сделок с заинтересованностью. При заключении каких бы то ни было сделок следует соблюдать принципы добросовестности и должной осмотрительности – пренебрежение ими может стать основанием не только для привлечения директора к субсидиарной ответственности, но и для взыскания с него убытков. Необходимо контролировать сроки исковой давности, вовремя предъявлять претензии и иски. Важно тщательно проверять своих контрагентов – в частности, сделки с компаниями, подпадающими под рассмотренный выше мораторий на банкротство, в ряде случаев могут быть признаны ничтожными. И, наконец, следует внимательно отслеживать недавно введенные антикризисные меры господдержки – право на льготный кредит, рассрочку и т.д. В противном случае директора компании могут обвинить в том, что этот ресурс не был им задействован.

В заключение своего выступления Ольга Батурова отметила растущую актуальность такого метода решения споров как медиация, обратив внимание на то, что на решения медиаторов распространяют действие нормы, применяемые к мировым соглашениям.

Как оптимизировать ВЭД

Эксперт по внешнеэкономической деятельности Мария Андреева рассказала о принципах оптимизации ВЭД в период кризиса для компаний, которые занимаются закупками за рубежом. Она продемонстрировала кейс, на примере которого показала, какие значительные средства компания может сэкономить, грамотно следуя нескольким правилам. Первое – это наличие пула из 3-5 поставщиков по группе экспортируемого товара, чтобы в кризисные моменты беспроблемно «перебрасывать» заказ с одной фабрики на другую. Второе – постоянное отслеживание динамики цен на закупаемую продукцию, в том числе биржевых цен на сырье, из которого она производится, и курсовых разниц – эти данные, в частности, могут стать хорошими аргументами при переговорах по снижению стоимости закупки. Третье правило – высокая платежная дисциплина, которая также может сыграть важную роль в вопросе снижения цены или получения отсрочки платежа. Но здесь есть тонкий момент, предостерегает докладчик: иногда фабрика предоставляет скидку, «негласно» переходя при этом на более дешевые материалы либо технологию производства в целях экономии. Избежать этого поможет четвертый принцип – четкая система контроля качества товара, прописанная в приложении к договору. «Я рекомендую использовать систему Acceptable Quality Level – посоветовала Мария Андреева. – Она, в частности, позволяет понять, какой процент производимого товара будет проверяться, какие дефекты являются критичными, какие – допустимыми и какие последствия вызовет их превышение». Пятое правило – это жесткий контроль сроков поставок. «При размещении заказа необходимо представлять себе реальные производственные возможности предприятия, его загруженность и особенности технологического процесса. Иногда фабрики прописывают в договоре достаточно длительный производственный срок, выполняют заказ быстрее, а в оставшееся время «прокручивают» уплаченные авансы. Либо наоборот, заявляют короткие сроки, но производственные возможности не позволяют отгружать товар вовремя, – поясняет Андреева. – Необходимо понимать реальную ситуацию на фабрике и прописывать в договоре сроки, которые она действительно может выполнить». И, наконец, шестое правило – применение сборных поставок для оптимизации транспортных расходов. «Конечно, проще загрузить контейнер с одной фабрики, а не пытаться состыковать загрузки с разных заводов, – отмечает Андреева. – Но, грамотно собирая контейнеры, можно уменьшить сроки оборачиваемости товара и значительно оптимизировать транспортные расходы».

Как привлечь союзников и сформировать общественное мнение

Председатель Комитета МТПП по вопросам разрешения долговых споров и укрепления платежной дисциплины субъектов предпринимательской деятельности, генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин рассказал о значении PR и GR для успешности реализации антикризисных программ производственных предприятий.

«PR и GR-аспекты при работе с конфликтами и долгами важны прежде всего в том случае, если в качестве учредителей компании или ее кредиторов выступают государственные или окологосударственные (например, банки с госучастием) структуры, – подчеркнул докладчик. – Чтобы урегулировать проблему, надо показать, что она решается не только в чисто юридической плоскости. Второй момент – оппоненты и кредиторы часто сами используют PR- и GR-инструментарий или коррупционные возможности: появляются негативные публикации в СМИ, чтобы снизить стоимость актива или подорвать функционирование того или иного предприятия. Реагировать на эти шаги в чисто юридическом плане может быть недостаточно эффективным. Соответственно, стоит оценить, нужен ли дополнительный инструментарий – PR, т е обращение к публичному пространству, или GR – обращение к госорганам – тоже через публичное пространство или в качестве точечного инструмента».

При планировании PR-воздействия важно обратить внимание на такие аспекты, как правильность и справедливость своей позиции (если вы неправы, то привлечение внимания к проблемной ситуации вам только повредит); правильный выбор форматов (если речь идет о бизнесе, распространение информации в соцсетях или флэшмоб будут выглядеть странно, а привлечение оппозиционных или иностранных СМИ может дать оппонентам возможность сослаться на политическую обусловленность конфликта); соединение юридической, PR- GR- и экспертной составляющей. Разработка антикризисного плана, PR и GR-поддержка особенно актуальны в период рассмотренного выше моратория на возбуждение дел о банкротстве и взыскании долгов, потому что после выхода из него процесс начнется с новой силой. PR-сопровождение поможет сформировать имидж жесткого и неудобного противника, который будет противостоять оппонентам не только в ходе судебных заседаний, но и привлекать к возникшей ситуации широкое внимание профессионального сообщества.

Оставьте комментарий