Согласно последнему опросу ВЦИОМ, в 2018 году количество людей, следящих за своим питанием, достигло исторического максимума — 60% опрошенных предпочитают полезную еду. При этом 41% стараются избегать фаст-фудов, а 19% — соблюдают диету. Постоянная пропаганда ЗОЖ также принесла свои плоды: доля тех, кто считает, что питаться правильно — это очень дорого и у простого человека на полезную еду нет денег, снизилась с 28% в 2008 году до 14% в 2018. Изменения в пищевых предпочтениях россиян, безусловно, принесли перемены и в работу игроков рынка производства и продажи продуктов питания. Все — от стартапов до гигантов отрасли — думают, как бы удивить потребителя новой вкусной и полезной едой. Обсудить планы и поделиться новостями «продуктовые» предприниматели собрались в МТПП на конференции, организованной Гильдией по вопросам развития инвестиционной среды для бизнеса.
Председатель этой гильдии Анна Вовк сама уже давно занимается производством и продажей продуктов во главе компании «Национальная дистрибьюция». «До введения санкций мы экспортировали из Европы сыры, а сейчас в приоритете шоколад , — рассказала она. — При этом экспорт шоколада из Франции сократился в 80 раз, а бельгийский шоколад, напротив, завоевывает рынок все быстрее. Сегодня его можно встретить уже на глазированных сырках и других повседневных продуктах».
За правильным шоколадом — в Инстаграм
По словам Анны Вовк, самыми частыми покупателями бельгийского шоколада от «Национальной дистрибьюции» сегодня стали частные кондитеры, плоды творчества которых проще всего купить через Инстаграм или другие социальные сети. «Маленькие фирмы стараются завоевать потребителя и используют исключительно качественные ингредиенты, — отметила эксперт. — Поэтому, если вы хотите порадовать семью чем-то вкусным и качественным – обращайтесь в небольшую кондитерскую или к частному предпринимателю».
В то же время Анна Вовк предостерегла москвичей от покупки горячего шоколада в сетевых кафе и недорогих ресторанах: «Там вы найдете только гремучую смесь из десятков составляющих, весьма далеких от шоколада. Курс евро растет, логистические расходы растут, а цена на шоколад в ресторане не меняется? Значит это уже не шоколад!»
Чтобы точно быть уверенной в поставляемом продукте ее компания занялась собственным производством шоколада. «Производство сегодня — очень перспективная сфера для развития, — уверена Анна Вовк. — Государство предлагает производителям много существенных мер поддержки: можно компенсировать лизинговые платежи, снизить налоговую нагрузку, арендные ставки… А в Москве, в дополнение к федеральным мерам поддержки, есть и городские, предлагающие производителям продуктов питания очень выгодные условия для работы».
Фреш, доступный каждому
Благодаря, в том числе, и таким преференциям, компания «ВкусВилл» в последнее время растет просто гигантскими темпами. «Наша сеть магазинов в этом году была признана самой быстрорастущей сетью, — с гордостью рассказывает Олеся Машкина, управляющая по инновациям ВкусВилл. — Сейчас в 10 городах России работает порядка 700 магазинов — это 5 тысяч продавцов и 3 миллиона покупателей в месяц! Мы работаем только на самоокупаемости, никогда не брали кредитов, все успехи достигаются исключительно за счет собственных средства и покупателей, которые нас любят».
Девиз, под которым работает ВкусВилл — натуральные продукты должны быть доступны всем людям. Чтобы достичь этой цели, в компании постоянно внедряются все новые и новые проекты по продвижению натуральных продуктов, 95% которых, кстати, сеть закупает у российских поставщиков. «Около 75% продуктов, которые реализуются через наши магазины — это фреш и ультрафреш», — подчеркнула Олеся Машкина.
В компании считают, что освоение цифровых технологий — это не инновация, а просто ежедневная работа. Истинной же инновацией являются как раз собственные проекты, которые приносят новую пользу либо покупателям, либо сотрудникам магазинов.
«Мы развиваем предпринимательскую культуру в каждом сотруднике: предлагаем что-то придумать самостоятельно, помогаем реализовывать его идеи, даем куратора, — отмечает Олеся Машкина. — Так родились наши проекты по экологичной упаковке продуктов, по персонализированному оформлению магазинов, коллаборация с «Пятерочкой» и «Перекрестком»: мы поставляем в эти магазины свежие продукты и оказываем свою экспертизу».
Среди новых затей ВкусВилла: автоматы по продаже еды на всех станциях МЦК, сокоматы, с помощью которых покупатели сами готовят свежевыжатые соки прямо в магазинах сети, автоматы по сбору пластиковых бутылок, которые также стоят в магазинах компании.
Тернистый путь от фермы до потребителя
Идею по продвижению натуральных продуктов в каждый магазин, ресторан, дом поддерживает и генеральный директор компании «Объединенные фермеры» Андрей Мельниченко. Сегодня компания наладила поставку фермерских овощей и мяса в 30 столичных ресторанов и магазинов.
«Мы работаем по заявкам клиентов, но можем поставлять в 20 раз больше продуктов отличного качества, — рассказал эксперт. — В собственности компании земля, убойный цех, склады, холодильники, автотранспорт… Мысль о том, чтобы объединить фермеров и вывести их на рынок, возникла в результате анализа ситуации и понимания того, что сегодня производством продуктов питания у нас занимаются либо огромные холдинги, либо бабушки на собственных подворьях. Среднего формата бизнеса по производству еды, как это сделано в Европе, у нас нет, что бы не говорили про развитие фермерства и фермерские продукты».
По мнению Андрея Мельниченко, развитие среднего звена в фермерском бизнесе затрудняет чисто российская особенность — огромная территория нашей страны.
«Тема фреша хороша, она развивается во всем мире. Но мы живем в России.
В Европе фрешем занимаются в радиусе не более 60 километров, то есть,
продукты в ресторан поставляются с ближайших ферм и они всегда свежие.
У нас же в Воронеже выращивают свинину, в Краснодаре яблоки, на
Дальнем Востоке красную икру… И ни один ресторан не может похвастаться
тем, что у него вся еда — фреш»
Андрей Мельниченко
генеральный директор компании
Эксперт уверен, что успех ждет те компании, которые смогут реализовать реальный маркетплейс продуктов питания. Это касается и фермерской продукции, и любой другой. «Что я понимаю под маркетплейсом?, — поясняет Андрей Мельниченко. — Это торговая площадка, которая будет обеспечивать интеграцию логистических услуг (доставку), страховых компаний, финансовых структур, возможно частных инвесторов. Таким образом она обеспечит сбор продукции фермеров, ее хранение и доставку до потребителя. Такая площадка станет вторым Алиэкспрессом и изменит рынок до неузнаваемости!»
Еще один сегмент, на который стоит обратить внимание инвесторам — овощехранилища. «По сути это возврат к идее заготовительных кооперативов, но не надо этого пугаться, — считает Андрей Мельниченко. — Сегодня ни один производитель в одиночку не может позволить себе построить овощехранилище на 10 тысяч тонн с идеальным климатом — такой комплекс стоил бы 10 миллионов евро! Но если кто-то все же решится потратить эти деньги и построит склады, где продукты будут храниться, калиброваться, упаковываться, доставляться оттуда в розничные сети и рестораны — это вложение, я уверен, отобьется в течение двух лет!».
Было вредным — стало полезным
Безумно интересный проект на конференции в МТПП представил Игорь Ким, коммерческий директор компании «Петрохолод-Пищевые технологии». На данной торгово-производственной площадке недавно начала работать новая компания PRODGREEN. Замороженные полуфабрикаты, которыми занимается эта команда, не принято называть здоровыми и полезными продуктами. Однако, как отметил руководитель PRODGREEN Павел Басов, «наша миссия в том, чтобы делать вредные продукты полезными».
«Наше ноу-хау — это запатентованное тесто на основе муки из овсяных отрубей, — рассказал Павел Басов. — Оно не содержит пшеничной муки, в отрубях много витаминов и полезных микроэлементов. Раньше отруби вы могли увидеть только в бакалее, потребительский рынок так сформирован. Но мы снимаем эти ограничения и предлагаем рынку не только отдел бакалеи, но и отдел замороженной продукции. Мы начинаем работать с крупными сетями Москвы и скоро вы сможете найти в ближайших магазинах наши пельмени, вареники, блинчики, лазанью и другие продукты — наш ассортимент насчитывает более 30 позиций».
Скорей всего, эти полуфабрикаты действительно, «взорвут» рынок замороженных продуктов и умы россиянок! Идея применения овсяных отрубей вместо пшеничной муки не нова — ее около 20 лет назад запатентовал один всем известный француз, автор «Диеты Дюкана». Сегодня экспертами уже доказано, что Пьер Дюкан лучше других диетологов приблизил к реальности мечту любой женщины — есть и не толстеть. Поклонницы его метода пекут из отрубей хлеб, блины, торты и пирожные, и при этом продолжают успешно худеть! Теперь в их арсенале появятся стройнящие пельмени и вареники. Это ли не мечта!