Гильдия по корпоративной социальной ответственности (КСО) МТПП выступила с инициативой по внедрению программ КСО на предприятиях малого и среднего бизнеса (МСП) Москвы. Данная инициатива обусловлена изменением федерального законодательства и предполагает создание на базе МТПП своеобразной «школы» по обучению социальной ответственности. Предполагается, что по окончании этой школы предприниматель получит сертификат и место в Реестре ответственных поставщиков.
По словам Рашида Исмаилова, руководителя группы по экологии Экспертного совета при правительстве РФ, законопроект «О публичной нефинансовой отчетности» будет рассмотрен Госдумой РФ уже этой осенью и с 2019 года вступит в силу. Если раньше законодательство предписывало обязательное ведение социально-ответственного бизнеса исключительно крупным корпорациям, то после принятия нового закона социальные проекты обязаны будут реализовывать (и отчитываться о реализации перед государством) абсолютно все предприниматели. «Принятие закона потребует от МСП разработки дополнительных внутрикорпоративных документов и правил, — отметил Рашид Исмаилов. — Социальная ответственность бизнеса перестанет быть делом добровольным, как сейчас, а станет обязательной».
Согласно законопроекту, после подачи нефинансового отчета и прохождения экспертного аудита, предприятия будут получать сертификат ответственного поставщика, с которым все предприниматели должны будут сверяться при выборе партнеров, заключении сделок, контрактов и договоров. В Москве решили пойти дальше и сразу — для упрощения взаимоотношений между предпринимателями — завести Реестр ответственных поставщиков. «Закон о деятельности Московской торгово-промышленной палаты позволяет нам создавать и самостоятельно вести различные реестры», — подчеркнул старший вице-президент МТПП Юрий Шарандин. Поэтому, вполне логично, что столичный реестр законопослушных предпринимателей будет формироваться именно на базе МТПП.
«Если сравнить бизнес с человекам, то формирование цепочки ответственных поставщиков будет строиться согласно всем известной пословице «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты», — уверена Татьяна Шлюндина, ответственный секретарь Комитета по КСО МТПП. — И в этой ситуации Московская торгово-промышленная палата, как общественная организация объединяющая предпринимателей, может стать для малых и средних предприятий проводником в мир социально-ответственного бизнеса, площадкой, на которой крупные корпорации могли бы делиться с МСП своим опытом».
В программе внедрения корпоративной социальной ответственности для МСП, которую разработал Комитет по КСО: обучение (передача опыта), выбор стратегии и проекта, реализация проекта на предприятии и контроль со стороны МТПП, создание нефинансового отчета и оценка отчета экспертами МТПП, и, наконец, получение сертификата «ответственного поставщика» и внесение компании в реестр. Выглядит запутанно, но, как отметила председатель Комитета по КСО Анна Золоторевская, «социальная ответственность для малого бизнеса — это не так страшно как кажется».
На самом деле, многие МСП уже давно занимаются социально-ответственным бизнесом, сами о том не подозревая!
Показатели социальной ответственности — управленческие, социальные, экологические — для разных компаний могут быть разными. И если для промышленного холдинга проект по экологической безопасности — это строительство установок возобновляемых источников энергии (ВИЭ), то для малого предприятия — это просто правильная утилизация батареек или раздельный сбор отходов.
Так же и с социальными проектами: для одних — это организация отдыха на море сотен детей из детских домов, для других, например, маленькой пекарни, — мастер-класс по изготовлению булочек, направленный на профориентацию нескольких ребят. «Кстати, социализация сирот через небольшие проекты по их обучению новым навыкам и умениям, проходит ничуть не хуже, а порой и лучше, чем через организацию больших праздников с дорогими подарками», — подчеркнула Анна Виноградова, директор по развитию фонда «Отказники в помощь детям-сиротам».
«Сегодня все идет к тому, что история социальной ответственности того или иного предприятия вскоре станет такой же характеристикой бизнеса как, например, его кредитная история», — уверена Евгения Чистова, руководитель направления социальной ответственности компании «Билайн» (член Гильдии КСО МТПП). В этой ситуации поддержка, предлагаемая столичной торгово-промышленной палатой своим действующим и потенциальным членам — бесценна. Тем более, что она направлена не только на обучение, но и на существенное сокращение времени и сил на прохождение бюрократических процедур по составлению отчетности.