Вот уже 10 лет авиапассажиры передвигаются по миру без бумажных документов, подтверждающих право на полет. Поначалу было страшно, подстраховывались, распечатывая таки электронные билеты, складывали по привычке распечатки в специальные файлики, судорожно доставая их на стойках регистрации на рейс… Но ничего, освоились и стали полноценными пользователями цифровых технологий. Теперь этот же пусть предстоит пройти грузовым авиаперевозчикам — начать новую жизнь, без бумажных накладных и многочисленных печатей и штампов.
Как пояснила представитель Минтранса РФ Екатерина Сухарникова, внедрение единой национальной электронной накладной стало возможно после недавнего присоединения России к Монреальской конвенции, которая регламентирует международные авиационные пассажирские и грузоперевозки. «Электронная форма грузовой накладной наконец создана и сейчас проходит регистрацию в Министерстве юстиции», — заявила Екатерина Сухарникова.
Между тем, по словам руководителя грузового департамента IATA Глина Хьюза, сегодня уже порядка 56% всех грузовых авиаперевозок в мире осуществляется про электронным накладным.
«В условиях, когда объемы грузоперевозок последние несколько лет стабильно растут — в среднем на 9% ежегодно — Россия не должна отставать, необходимо как можно скорей перейти на безбумажные технологии».
Глин Хьюз
руководитель грузового департамента IATA
Было бы неправильным сказать, что до сих пор российские авиаперевозчики не предпринимали попыток внедрения цифровых технологий в своей работе. Напротив, отдельные авиакомпании разработали и используют на своих рейсах собственные электронные накладные. Так, у Аэрофлота этот проект называется «Смарт Карго». «Учитывая, что Аэрофлот оформляет более миллиона накладных в год, переход на безбумажный документооборот нам просто жизненно необходим!», — подчеркнул Олег Королев, директор департамента грузовых перевозок Аэрофлота.
О положительном опыте работы с электронными накладами рассказал и Дмитрий Саличев, представитель авиакомпании Emirates, которая успешно применяет собственную электронную систему грузоперевозок «SkyCargo». «Ровно год назад мы провели полностью безбумажный рейс, отправили самим себе собственный груз на собственном самолете, — рассказал Дмитрий Саличев. — К сожалению, этот рейс состоялся только потому, что никаких других компаний, кроме Emirates, в нем не участвовало».
Именно потому, что в грузоперевозках задействовано сразу несколько фигурантов — авиакомпания, получатели и отправители грузов, таможня, наземные службы аэропорта и другие — попытки внедрения электронного документооборота пока выглядят как «слаженная» работа лебедя, рака и щуки из известной басни. «Введение единой национальной электронной накладной существенно поможет всем участником процесса, — подчеркнул представитель Аэрофлота Олег Королев. — Мы точно перейдем на нее как можно скорее!»
Надо отметить, что из всех служб, участвующих в грузоперевозках на авиатранспорте, сегодня лишь таможня частично готова к переходу на цифровые технологии.
«Мы тоже хотим уйти от бумаги и готовы запрашивать у грузоперевозчиков электронный, а не бумажный пакет документов. Мы уже используем в работе электронные накладные и уверены, что единый формат этого документа, разработанный в Минтрансе, ускорит и упростит нашу работу».
Максим Степин
представитель таможни аэропорта Домодедово
По словам эксперта, переход на электронный документооборот может сократить время прохождения таможенного контроля с 4 до месяцев до… 4 часов! Однако, как отметил Максим Степин, в цепочке партнеров есть структуры, которые совершенно не готовы отказаться от бумажных накладных: «Это и пограничники, и санэпидемнадзор и сельхознадзор и многие другие… Пройдет еще как минимум лет 12, прежде чем все службы смогут интегрироваться в процесс работы с цифровыми технологиями». Пока же, как подчеркнул директор Международного логистического клуба Геннадий Зубаков, «необходимость ставить синий штамп на бумаги о прибытии и убытии груза, дискредитирует всю систему цифровизации в грузовых авиаперевозках».
Председатель Гильдии логистических операторов МТПП Светлана Домнина отметила, что гильдия занимается этой проблемой вот уже 15 лет — почти столько же, сколько Россия не могла ратифицировать Монреальскую конвенцию и стать полноправным участником процесса международных авиаперевозок. В течение всего этого времени на площадках МТПП встречались и плодотворно общались представители транспортных компаний, грузовладельцев, складов и других организаций, заинтересованных в усовершенствовании работы по грузоперевозкам. «Сегодня, когда единая электронная накладная вот-вот начнет применяться повсеместно, и мы видим, сколько еще вопросов нам предстоит решить — мы приглашаем всех вас к новым встречам и продуктивному взаимодействию!», — резюмировала Светлана Домнина.